Сольный концерт Брюно Коксе (Франция)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Сюита для виолончели №1 соль мажор, BWV 1007
Сюита для виолончели №2 ре минор, BWV 1008
Сюита для виолончели №3 до мажор, BWV 1009
Имя французского виолончелиста Брюно Коксе ассоциируется в первую очередь с репертуаром эпохи барокко. Будучи основателем ансамбля старинной музыки Les Basses Réunies и профессором класса барочной виолончели в Женеве, он регулярно гастролирует по миру — со своим коллективом или сольно, и дает мастер-классы. Он неоднократно выступал и в России, в частности на фестивале Earlymusic, знакомя со старинной музыкой публику Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Екатеринбурга, Норильска и других городов.
У Брюно Коксе репутация музыканта-интеллектуала и аскетичная манера исполнения. Играя с видимой отрешенностью, он всю свою энергию передает рукам — и добивается поразительных результатов: когда знакомые произведения, будто бы освободившись от тяжести многочисленных интерпретаций, обретают необыкновенную легкость и свежесть. Критики высоко оценили его трактовки виолончельных сонат Жан-Батиста Барьера, Антонио Вивальди и сюит Иоганна Себастьяна Баха.
Цикл из шести сюит для виолончели соло (BWV 1007—1012), который Бах сочинил будучи на службе у герцога Ангальт-Кётенского, нередко называют Библией среди всех произведений, написанных для этого инструмента. Ни до, ни после Баха в истории виолончельного искусства не было создано ничего подобного этому уникальному циклу. Музыковед Константин Розеншильд отмечает, что композитор «с большой смелостью и виртуозным искусством обратился здесь к полифоническому насыщению мелодического одноголосия. <…> Скрытые голоса образуют свои контрапункты, свои мелодические вершины, свои педали, цепи задержаний. Они так же неприметно возникают, как и рассеиваются, создавая вторую, глубинную сферу звучания в одноголосной фактуре. Это, может быть, самая тонкая сторона баховского искусства, где точный расчет художника создает как будто обратный эффект почти неуловимых тематических аналогий, намеков и метаморфоз».
Чтобы предельно точно передать характер и текстуру каждой из сюит, Брюно Коксе, записывая этот баховский цикл в 2003 году на лейбле Alpha, использовал четыре варианта виолончели, которые для музыканта специально изготовил известный лютьер Шарль Рише. Так, первую и пятую сюиты Коксе исполняет на копии инструмента Гаспаро да Сало 1600 года, вторую и четвертую — Пьетро Гварнери 1734 года, третью — Антонио Страдивари 1700 года, а шестую на виолончели пикколо, воссозданной по копии Антонио и Джироламо Амати 1700 года.