Закрытие фестиваля. Концерт Mahler Chamber Orchestra и хора musicAeterna
Исполнители:
Надежда Павлова
(сопрано)
Вибке Лемкуль (контральто)
Димитрис Тилиакос (баритон)
В программе:
Мортон Фелдман
«Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет» (1970)
Иоганнес Брамс
Рапсодия (Alto Rhapsody), op. 53
Немецкий реквием, op. 45
И снова Малер на закрытии Дягилевского фестиваля — только на этот раз в другой ипостаси: вместе с хором musicAeterna и международным ансамблем солистов под руководством Теодора Курентзиса выступит Mahler Chamber Orchestra из Германии.
Теодор Курентзис и Mahler Chamber Orchestra давно знают друг друга. Их объединяет страсть к риску и разнообразию в отношении к музыке и жизни. Они встретились в 2010 году и с тех пор накопили обширный репертуар, экспериментировали с различными форматами концертов, записали CD и DVD и провели несколько турне по Европе и Южной Америке. В общем списке маэстро и оркестра сегодня есть Гайдн, Моцарт, Россини, Дебюсси, Сен-Санс, де Фалья, Бриттен, Сибелиус, Прокофьев, Клод Вивье. В 2010 году Курентзис и МСО записали фортепианные концерты Шостаковича с солистом Александром Мельниковым (harmonia mundi, 2012), и BBC Music сочла эту запись «безоговорочно рекомендованной в качестве одной из лучших версий среди трех, доступных в настоящее время». В 2016-м под руководством Курентзиса МСО объединился с хором musicAeterna, чтобы исполнить Coro, редкое сочинение Лучано Берио, — и вновь гастроли имели оглушительный успех. С нынешнего года их совместный репертуар пополняется сочинениями Брамса и Фелдмана.
Пятиминутную инструментальную пьесу с названием, похожим на рассказ, — «Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет» — американец Мортон Фелдман написал в 1970 году. Прототипом заглавной героини стала русская эмигрантка Вера Маурина-Пресс, обучавшая композитора игре на фортепиано, когда тот был ребенком. «В музыке Фелдмана, — пишет музыковед Ольга Манулкина, — слушатель попадает в разреженное музыкальное время и пространство… Своими тихими, хрупкими, одинокими, угловатыми звуками Фелдман создает нишу, в которой давление века ощущается меньше, шум не слышен, и вся чудовищная махина остается будто за стеной».
С хрупкой модернистской композицией Фелдмана соседствуют романтические полотна Иоганнеса Брамса. Рапсодия (Alto Rhapsody) для контральто, мужского хора и оркестра, сочиненная в 1869-м на стихи «Зимней поездки в Гарц» Гёте, предназначалась в качестве свадебного подарка дочери Роберта и Клары Шуманов Юлии. По версии некоторых ученых, Брамс тоже был в нее немножко влюблен. Трехчастное вокальное произведение проникнуто мотивом одинокой души, характерным для Брамса и в творчестве, и в жизни. Рапсодия редко звучит в концертных программах, вероятно, потому что длится от 12 до 15 минут и требует значительных исполнительских сил, но на Дягилевском фестивале такие силы сойдутся: сольную партию исполнит Вибке Лемкуль (Германия), мужской состав хора будет из musicAeterna.
Немецкий реквием Брамса появился на свет за год до Рапсодии и обеспечил 35-летнему композитору мировое признание. Он называл его «кантатой траура» и посвятил памяти друга Роберта Шумана, который скончался в 1856-м. Типичные реквиемы связаны с лексиконом Римско-католической церкви, но Брамс, не будучи ни атеистом, ни воцерковленным, для своего вокального гиганта воспользовался библейскими стихами в переводе Мартина Лютера, выбрав отрывки из Нового и Ветхого Заветов, в которых оплакивают мертвых и утешают живых. Из семи частей «Немецкого реквиема» четыре предназначены для хора и оркестра, три отданы солистам. В этом концерте партию сопрано из пятой части исполнит Надежда Павлова, а партию баритона в третьей и шестой частях — Димитрис Тилиакос (Греция).
Постановщики
Дирижер
Хормейстер