Дягилевский фестиваль. Опера | De temporum fine comoedia
Центральным событием фестиваля Дягилев+ станет постановка, впервые показанная на Дягилевском фестивале летом 2022 года и номинированная на российскую национальную премию «Золотая маска-2022» в пяти номинациях. Сценическая версия «Мистерии на конец времени» (De Temporum Fine Comoedia) — вершины позднего творчества Карла Орфа — вписывает вечные темы в постиндустриальный контекст Завода Шпагина и нашего времени.
Режиссер Анна Гусева, хореограф Анастасия Пешкова, художник Юлия Орлова и художник по костюмам Сергей Илларионов выстраивают постановку как перфоманс на основе физического театра. В заводском пространстве энергично и в то же время медленно, драматично, но и медитативно разворачивается современная версия древнего учения об Апокатастасисе, всеобщем спасении: почему люди убили Бога? Могут ли они быть прощены? Что ждет мир в момент Апокалипсиса? Спектакль по-новому трактует вечные вопросы, но в основе своей строго следует идеям реформатора музыкального театра Карла Орфа.
Карл Орф всю жизнь разрабатывал особый тип театра, в котором синтезировал сравнительно простые музыкальные формы, якобы непрофессиональные пение, танец, драматическую игру и декламацию в поисках праязыка искусства. Композитор называл этот синтез «мировым театром», опуская само слово «музыка». Между тем, музыка играет в его мистериях ключевую роль. Оркестр Орфа — это крайне нестандартный состав с участием множества ударных инструментов. Солисты Орфа должны обладать не только большими актерскими способностями, но и уметь отрешаться от актерского типа существования на сцене, исполняя не роли, а ритуальные обязанности. Хор Орфа должен уметь говорить и кричать, а драматические актеры — петь. Мистерии Орфа далеки от конвенционального театра, зато близки к средневековым литургическим драмам, исполнявшимся в храмах и на улицах.
Вершиной этих поисков стала синтетическая партитура De temporum fine comoedia, которую лишь с натяжкой можно отнести к жанру оперы. В «Мистерии на конец времени» Орф суммирует свои глубоко личные представления о свете и тьме, о добре и зле, о мировом порядке и конце времен, комбинируя латинские, древнегреческие и немецкие тексты из «Прорицания сивилл», собрания орфических гимнов и средневекового сборника Carmina Burana. Это масштабное произведение для множества солистов, нескольких драматических актеров, хора и громадного оркестрового состава с участием около тридцати перкуссионистов создавалось на протяжении десяти лет (1962 — 1971) и неоднократно редактировалось автором. На фестивале прозвучит версия 1973 года, впервые исполненная под руководством Герберта фон Караяна на Зальцбургском фестивале.
Поскольку сценическая постановка De temporium fine comoedia несколько отличается от оригинальной партитуры Карла Орфа, она требует повторения некоторых тактов, а также включения фрагментов свободной и нотированной импровизации Теодора Курентзиса.