Концерт солистов оркестра театра
Идоменей. Концертное исполнение
Опера (dramma per musica) в трех действиях
Концертное исполнение на итальянском языке с русскими титрами
Либретто Джамбаттисты Вареско на основе либретто Антуана Данше к одноименной лирической трагедии Андре Кампра
Хормейстер: Арина Мирсаетова
Режиссер: Нина Воробьева
Художник по костюмам: Анастасия Ваимар
Художник по свету: Алексей Хорошев
Кастинг: Илья Шахов, Медея Ясониди
Вокальный коуч: Медея Ясониди
Русский перевод либретто: Екатерина Бабурина
Действующие лица и исполнители:
Идоменей: Сергей Годин
Идамант: Мари-Клод Шапюи
Илия: Йинь Фан
Электра: Элеонора Буратто
Арбак: Станислав Леонтьев
Верховный жрец Нептуна: Борис Рудак
Голос оракула Нептуна: Виктор Шаповалов
Две критские женщины: Юлия Сайфульмулюкова, Мария Заикина / Анастасия Фомиченко, Анастасия Ерофеева
Два троянца: Виталий Калачев, Алмаз Хайбрахманов / Александр Гайнутдинов, Алексей Светов
Хор и оркестр musicAeterna
В биографии Теодора Курентзиса это шестая опера Моцарта, которой он дирижирует. В биографии Моцарта «Идоменей» стоит тринадцатым по дате появления на свет и первым, открывшим эпоху шедевров композитора.
Опираясь на канву французского переложения древнегреческой драмы о перепутанных судьбах (по сюжету троянская царевна Илия захвачена в плен критским правителем Идоменеем, но влюбляется в его сына Идаманта, жизнь которого оказывается под угрозой из-за отцовской алчности), 25-летний Моцарт впервые открыто ставит вопрос о роли правителя и его готовности жертвовать своими интересами ради общественного блага. «Идоменей» (1781) стал прорывом в жанре оперы seria, от которого прямая дорога к «Милосердию Тита» (1791), и параллельная — «Дон Жуану» (1787). Как утверждал музыковед Иоганн Фридрих Рохлиц, якобы со слов самого Моцарта, «из всех своих опер ни одну он не ценил выше „Идоменея“ и „Дон Жуана“».
«В „Идоменее“, — пишут Павел Луцкер и Ирина Сусидко, — Моцарт предпринял шаг к созданию новой, современной оперы, в которой совместились бы достоинства разных европейских школ — не только итальянской, но и французской, и австро-немецкой… Он стремился к чему-то большему, имел перед глазами некую эстетическую цель — предложить свой вариант универсального и образцового серьезного оперного жанра».
Эту задачу композитор решил с помощью усиления роли хора, чему помог его опыт сочинения церковной хоровой музыки и реформы Глюка, аккомпанированных речитативов, ставших важнейшим средством музыкальной характеристики персонажей, и изобилия арий глубокого духовного измерения. В их числе ария Идоменея «Fuor del mar» и ария Илии «Si il padre perdei», вошедшие в сокровищницу мирового вокального репертуара. Вторая, к тому же, по словам Луцкер и Сусидко, «представляет собой тщательнейшим образом выполненный и доведенный до высшей степени утонченности эксперимент оркестровой техники»: солирующие голоса поручены разнородным духовым инструментам: флейте, гобою, фаготу и валторне, которые исполняют тоже своего рода мини-арии.
Этой, последней, примете моцартовского письма маэстро Курентзис придал особую выделку на Зальцбургском фестивале в 2017 году, когда вывел на сцену кларнетиста, составившего проникновенный дуэт Сексту. На концертном исполнении «Идоменея» у публики Дягилевского фестиваля есть все шансы стать свидетелями нового музыкального чуда.
Постановщики
Дирижер
Хормейстер