07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Репертуар
  • Декабрь
    05
  • Январь
Другие события
Концерт симфонической музыки 25/04/2021
Р. Шуман, С. Прокофьев, Л. ван Бетховен
Описание
Возрастная категория: 6+

Первое выступление приглашенного дирижера Виктора Авиата с оркестром Пермского театра оперы и балета.

Сын французского дирижера Эммануэля Кривина и ученик венгерского маэстро Ивана Фишера, Виктор Авиат, добившись известности как гобоист, в настоящее время все чаще выступает как дирижер. Причем успешно: на его счету уже несколько европейских наград.

В программе:

915_oooo.plus.png

Роберт Шуман (1810—1856)
Увертюра, Скерцо и Финал для оркестра ми мажор, ор. 52
1841 (редакция 1845 года)

Сочинение под названием «Увертюра, скерцо и финал» появилось в 1841 году, когда Роберт Шуман после десятилетней увлеченности исключительно фортепианной музыкой («фортепиано <…> становится слишком тесным для моих мыслей») обратил взор на симфонический жанр. Не зная сна и отдыха, как отмечал композитор — с «симфоническим пылом», он создал за короткий период одно за другим три произведения: Первую симфонию, «Увертюру, скерцо и финал» и Симфоническую фантазию, известную сегодня как Четвертая симфония. По одной из версий, импульсом для столь кардинального творческого разворота Шумана в сторону оркестра могла быть обнаруженная им рукопись «Большой» симфонии Франца Шуберта, которая явилась для композитора идеалом симфонического жанра в романтическом варианте. Работая над «Увертюрой…», Шуман поначалу мыслил ее как «сюиту» или «симфониетту», потом склонялся ко Второй симфонии, однако в дальнейшем подчеркивал, что новое произведение «отличается от формы симфонии тем, что каждую часть можно исполнять и самостоятельно». Так или иначе, сочинение было издано в 1846 году как «Увертюра, скерцо и финал для оркестра» и до сих пор считается одним из любопытнейших образцов романтического симфонизма.

1641_oooo.plus.png

Сергей Прокофьев (1891—1953)
Симфония № 1 ре мажор «Классическая», ор. 25
1916—1917

Первую симфонию Сергея Прокофьева принято считать одним из ранних образцов неоклассицизма в музыке. Ее замысел родился у композитора, когда он обучался в классе дирижирования Николая Черепнина в Петербургской консерватории: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить: симфонию в классическом стиле». «Классический» характер, в духе венских классиков, этой симфонии придают состав оркестра (двойные духовые без видовых инструментов и тромбонов, литавры и струнные), а также четырехчастная структура с ясной формой и драматургией. Однако Прокофьев не был бы собой, если бы с легкой иронией не взглянул на традицию и не привнес новизны. Так, вместо ожидаемого изящного менуэта или скерцо в третьей части композитор вставляет яркий и жизнерадостный гавот, написанный им ранее. Неожиданные скачки и сдвиги в тональности, игривость и озорство в обращении с музыкальным материалом делают эту симфонию по-прокофьевски узнаваемой и, несомненно, принадлежащей ХХ веку.

1464_oooo.plus.png

Людвиг ван Бетховен (1770—1827)
Симфония № 4 си-бемоль мажор, op. 60
1806

Четвертая симфония Бетховена на фоне его Третьей «Героической» и Пятой «симфонии судьбы» выделяется особой успокоенностью и ощущением небывалого вдохновения. Возможно, на такой характер произведения повлияло ожидание влюбленного композитора положительного ответа от вдовы Жозефины Брунсвик. Глубокое, многозначительное медленное вступление, напоминающее поэму, и вдохновенное Adagio — с сокровенностью интонаций и «шорохом» струнных — позволяет говорить о предвосхищении романтической лирики. Подобно менуэту из Первой симфонии, аналогичная третья часть Четвертой абстрагирована от жанровых примет этого танца, а скерцозность в ней выражена еще сильнее. С красотами первой и третьей частей, словно проникнутых чувством собственного достоинства и уверенной бодрости, контрастирует воздушно-легкий финал. На смену главной партии, чем-то напоминающей идею perpetuum mobile, приходит певучая, шутливая побочная партия в исполнении духовых. «И на всей симфонии, — как отмечает музыковед Виктор Берков, — лежит отблеск именно какого-то спокойного счастья».


Фото
поиск