Liederabend 21/06/2018
Концерт в Органном зале Пермской филармонии (Ленина, 51б)
Надя Михаэль (сопрано)
Зарина Шиманская (фортепиано)
В программе произведения Модеста Мусоргского, Франца Шуберта, Александра фон Цемлинского
Liederabend (нем. — «песенный вечер») — так в эпоху романтизма называли вечерние концерты, на которых исполнялись вокальные произведения, объединенные общей идеей, автором текстов или музыки.
В первой четверти XIX века немецкая песня — Lied, существовавшая и до этого, приобретает особенную важность, потому что безукоризненно попадает в эстетический «заказ» времени. Она дышит тем же воздухом, что немецкая романтическая поэзия, в ней есть простодушие и камерность, свойственные эпохе бидермейера, она транслирует живое, сокровенное чувство, и сочетает его поэтическую исключительность со скромностью формы. Из-за сжатости формы в песне всё — на вес золота, как в эпиграмме, и в нескольких минутах звучания может заключаться самое глубокое излияние, или рассказ о событии, или наблюдение без единой лишней черты.
На первый взгляд, что может быть проще: программа Liederabend’а — это отделение или два, которые нужно заполнить песнями. На самом деле, находясь на пересечении камерного концерта и моноспектакля, Liederabend невероятно сложно и тонко устроен. Тут очень важна роль пианиста: он — не аккомпаниатор, не фон для оперной звезды, но участвует в драматургии вечера наравне с вокалистом, а может быть — более активно: партия фортепиано в песнях — отдельный выразительный план, на который часто приходится основной груз смыслов, от звукописного «места действия» до контрапункта стихотворению.