Музей
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
О МУЗЕЕ ПЕРМСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
текущая экспозиция
Легенды Пермского театра. Хормейстеры
Пермский хор в опере «Иван Сусанин»

«Я и прежде обращал внимание, а с недавних пор окончательно убедился, что хор в театре — коллектив особого свойства. Я вижу в нем признаки некоего стержня, основы оперной труппы. Не в смысле художественного значения (конечно, опрометчиво было бы так ставить вопрос), настоящий театр способен сложиться лишь в равновесии творческих компонентов. Имею в виду другое. Хоровой коллектив — своеобразное соединение эпох. Я застал в нем людей, помнивших первые послевоенные годы театра. Перед их глазами в общении на сцене прошли несколько поколений певцов-солистов, дирижеров, режиссеров. Артисты хора, как правило, — доброжелательные и строгие ценители, и их оценки происходящего многого стоят. И истинно талантливые певцы и музыканты считаются с этим, не позволяют себе небрежность и неподготовленность к спевкам с хором».

Владимир Васильев


Уважаемые зрители! Приглашаем вас посетить выставку, посвященную легендарным хормейстерам Пермского театра оперы и балета Леониду Виссонову, Александре Роговой, Владимиру Васильеву. Ждем Вас в фойе второго этажа.

Время основания музея
Вторая половина 1940-х годов. Первые годы после восстановления работы театра, прерывавшего свою деятельность на три года — с 1941 по 1944 — в период эвакуации в Пермь труппы Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Не будет преувеличением назвать этот этап театральной истории возрождением, ознаменованным творческой насыщенностью повседневности, напряженной деятельностью каждого сотрудника театра, чувствовавшего ответственность за его будущее.
Энтузиасты-основатели

Анастасия Николаевна Кокурина, балерина пермского театра оперы и балета (1945-1960), после завершения танцевальной карьеры не испугалась хлопотности и сложности нового дела, к организации которого еще только предстояло приступить:  формирование фондов театрального музея и их дальнейшая систематизация.

После отъезда Анастасии Николаевны с семьей в Воронеж в 1966 году, директором музея становится журналист Юрий Аркадьевич Силин. Поддержанный директором театра С. Г. Ходесом и главным режиссером И. И. Келлером, Юрий Аркадьевич занял должность помощника главного режиссера по литературной части, вступив, вместе с тем, во владение наследством театрального музея. На протяжении 34 лет он занимался формированием музейной коллекции, изучал историю пермского театра с целью создания подробной летописи театральной жизни Перми в контексте российского столичного и провинциального театрального пространства; вел просветительскую работу, направленную на увеличение зрительской аудитории, заинтересованной в театральном искусстве вообще и оперно-балетном в частности.

История театра собиралась по крупицам, реконструировалась, постепенно оформлялась в книжные переплеты. Единственная строчка о пермском театре в книге из трехсот страниц, программка начала XX века, поблекший театральный пропуск 20-х годов, скупое воспоминание старого театрального служащего, фотография… Все, что проливало хотя бы слабый свет на события ушедших театральных лет, все осмыслялось, оформлялось в строках статей и книг, музейных экспозициях, рисунках и устных рассказах.

Анастасия Николаевна Кокурина. Балерина пермского театра оперы и балета (1945-1960)
Фонды музея

Большинство предметов музейной коллекции иллюстрирует историю Пермского театра с 1930-х по 1990-е гг. — период становления и активного развития репертуарного Пермского театра оперы и балета. Антрепризная форма организации театрального дела, в условиях которой до 20-х гг. XX века работал пермский городской театр, не предполагала какого-либо сбора и хранения фактов театральной деятельности.

Наличие в фондах некоторых предметов конца XIX — начала XX века является результатом деятельности руководителей музея, приглашавших к сотрудничеству людей, хранивших в личных коллекциях предметы, относящиеся к деятельности театра тех лет.

Краткое описание музейной коллекции

1. Эскизы костюмов и декораций к спектаклям (самые ранние относятся к началу 30-х гг. XX века);

2. Макеты декораций к спектаклям;

3. Театральные костюмы (самые ранние относятся к 30-40-м гг. XX века), головные уборы, обувь, предметы реквизита;

4. Рукописные документы (деловая и личная переписка, воспоминания артистов), фотодокументы (сцены из спектаклей, артисты, сотрудники технических цехов), фотографии артистов 1900-20-х гг., выступавших на сцене городского театра в труппах различных антрепренеров, газетные публикации о театральных премьерах, репертуаре, артистах труппы, музыкантах; 

5. Премьерные и репертуарные афиши (с 30-х гг. XX века), программки (самая ранняя относится к 1899 году), информационные и рекламные буклеты; газета Пермского театра оперы и балета «Наш театр» (1944-1948 гг.); 

6. Документы  текущего театрального процесса (приказы, протоколы художественных советов, техническая документация, телеграммы, деловые письма, грамоты, договоры о социалистическом соревновании между организациями, сезонные отчеты о деятельности театра); 

7. Личные фонды артистов, руководящего состава; 

8. Материалы  гастролей (отчёты, фотографии, буклеты).

контакты
Заведующая музеем
Людмила Ныробцева

поиск