17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
  • Ноябрь
25.01.2012
Три русские песни о главном. Дирижер Валерий Платонов и оркестр MusicAeterna исполнят произведения Сергея Рахманинова

Первый совместный концерт главного дирижера Пермской оперы Валерия Платонова  и оркестра MusicAeterna состоится 29 января в 19.00 в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского. Музыканты вместе со сводным хором театра под руководством маэстро Платонова исполнят три произведения великого русского композитора Сергея Рахманинова — симфоническую поэму «Князь Ростислав» (1891), Первую симфонию (1895) и Три русские песни для большого симфонического оркестра и хора (1926). 

Для молодого, но уже хорошо известного в России и за рубежом оркестра MusicAeterna Рахманинов — не типичный автор. Коллектив исполняет преимущественно музыку европейских композиторов, исключение составляет Дмитрий Шостакович, Четырнадцатую симфонию которого в 2010 году оркестр под управлением своего художественного руководителя Теодора Курентзиса записал на солидном французском лейбле Alpha.

Еще одно отступление от негласного правила — Сергей Прокофьев: в 2007 году оркестр MusicAeterna получил спецприз фестиваля «Золотая маска» за музыкальное воплощение его балета «Золушка», периодически появляются симфонические произведения Прокофьева и в концертном репертуаре MusicAeterna.

Для дирижера Валерия Платонова, лауреата «Золотой маски» 2010 года, напротив, Рахманинов — один из любимейших композиторов.

Валерий Платонов, музыкальный руководитель проекта, главный дирижер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:

— Рахманинов — мое давнее и серьезное увлечение. Я играл почти все его симфонические произведения, за исключением поэмы «Князь Ростислав» и Первой симфонии. Программа концерта получилась монографическая и притом очень цельная. Главное, что отличает музыку Рахманинова, — это отражение в ней  его безграничной любви к России, которую ему пришлось покинуть и о которой он тосковал до самой смерти.

Для программы этого концерта я не случайно выбрал эпические произведения Рахманинова. Мы сегодня чересчур много витаем в облаках, и мне хочется вернуть людей на землю. Не ударить о земь, а мягко опустить, чтобы напомнить, кто мы, что мы, на какой почве стоим, и что нас питает.

Сергей Рахманинов (1873 – 1943) — великий русский композитор, «первый пианист мира» ХХ века, выдающийся дирижер. Создатель оригинального «русского» музыкального стиля, отличительной чертой которого стал лирико-эпический симфонизм, опирающийся на национальную мелодику и европейский романтизм. Получил известность еще в годы учебы в Московской консерватории, где за его успехами с особым интересом следил Петр Чайковский. Одноактная опера «Алеко» (1892) по мотивам поэмы «Цыгане» Александра Пушкина, которую Рахманинов представил на выпускном экзамене, произвела на комиссию фурор, и выпускник сверх отметки «пять с плюсом» получил Большую золотую медаль. С 1904 по 1906 год занимал пост главного дирижера Большого театра: его постановки этого периода стали образцом для последующих поколений музыкантов. Публично отстаивал необходимость коренных реформ в стране. После провала первой русской революции в 1905 году разочаровался в государственном устройстве России, а для себя — в возможности свободного творчества. В 1917 году эмигрировал сначала в Данию, а затем в Америку, со временем купил дом в Швейцарии. Выступая больше как пианист, Рахманинов обрел в США поистине всенародную любовь: его концерты собирали аншлаги, прохожие на улицах приветствовали музыканта-виртуоза, а газеты пестрили заголовками в духе «Руки, которые стоят миллион».

В основе поэмы «Князь Ростислав» — одноименная баллада Алексея Толстого о переяславском князе Ростиславе Всеволодовиче, брате Владимира Мономаха. По исторической легенде, раскрытой в «Слове о полку Игореве», на которое ссылается Толстой, князь Ростислав утонул в 1093 году при переправе через реку Стугну во время отступления после боя с половцами. В поэме запечатлен момент тревожного пробуждения Ростислава на речном дне, убаюкиваемого призрачно-фантастическими русалками. Князь жалобно зовет жену, родных, друзей, но все тщетно. Текст баллады содержит аллюзии на стихотворения «Русалка» (1836) Михаила Лермонтова и «Король Гаральд Гарфагар» (1844) Генриха Гейне. Рахманинов написал симфоническую поэму в 1891 году, в период усиленных занятий композицией, поскольку получил разрешение досрочно окончить курс у Антона Аренского. При жизни Рахманинова «Князь Ростислав» не исполнялся. Впервые поэма прозвучала 2 ноября 1945 года в исполнении оркестра Московской филармонии под управлением Николая Аносова.  

Работу над Первой симфонией Рахманинов начал в 1895 году в январе, а уже в августе сочинение было закончено. В качестве эпиграфа использована та же библейская фраза, что предваряет роман «Анна Каренина» Льва Толстого: «Мне отмщение, и Аз воздам».   Единственный раз при жизни Рахманинова симфония была исполнена 15 марта 1897 года в Петербурге. По общему признанию, дирижер Александр Глазунов флегматично провел премьеру и провалил ее. Неудача вызвала глубокую депрессию Рахманинова, и три года он ничего не сочинял. Автограф партитуры симфонии не найден до сих пор, предполагается, что композитор его уничтожил. Уже после смерти автора музыканты Александр Оссовский, Александр Гаук и Борис Шальман разыскали сохранившиеся в библиотеке Ленинградской (Петербургской) консерватории оркестровые партии и восстановили партитуру. Возрожденное сочинение Рахманинова прозвучало 17 октября 1946 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении оркестра под управлением Гаука, а спустя два года партитура Первой симфонии была опубликована.

 «Три русские песни» были закончены вскоре после Концерта для фортепиано с оркестром  ? 4. В произведении дословно воспроизведены русские народные песни, тексты и мотивы которых были заимствованы Рахманиновым из репертуара Федора Шаляпина («Ах ты, Ванька!»), друга композитора, и Надежды Плевицкой («Через речку, речку быстру» и «Белилицы, румяницы»), гастролировавшей в Америке в 1926 году. Произведение написано для необычного состава исполнителей — задействованы только контральто и басы. Премьера «Трех русских песен» и Четвертого концерта состоялась 18 марта 1927 года в исполнении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского, которому Рахманинов посвятил свои «Песни». 

поиск