17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
  • Ноябрь
04.10.2012
Киевский «Геревень» пермской сборки

13 и 14 октября в 19:00 Пермский театр оперы и балета готовится представить первую в текущем сезоне танцевальную премьеру — вечер хореографии из двух одноактных балетов: «Геревень» на музыку одного из самых успешных современных российских композиторов Владимира Николаева в постановке Раду Поклитару и «Свадебка» великого Игоря Стравинского в хореографии Иржи Килиана.

Из двух балетов только «Геревень» будет исполнен впервые — премьера «Свадебки» состоялась в Перми в июне 2012-го, под занавес прошлого сезона.

Однако в данном случае речь идет именно о премьере проекта. Это тот исключительный пример в современной российской театральной практике, когда театр с нестоличными географическими координатами выступает инициатором создания нового балета («Геревень»), начиная с заказа музыки и заканчивая постановкой.

«Геревень» был написан по заказу Пермского театра оперы и балета, который поставил перед Владимиром Николаевым задачу — создать произведение для четырех роялей и ансамбля ударных инструментов, с партиями для хора и солистов. Суть заказа заключалась в том, чтобы в пандан к «Свадебке» Стравинского появилось новое сочинение на фольклорную тему, оркестровка которого совпадала бы с партитурой великого композитора. Дело в том, что Пермский театр готовился не только к концертному исполнению «Свадебки» в рамках Дягилевского фестиваля-2012, но и к сценическому воплощению этого шедевра в хореографии легендарного Иржи Килиана.

Мировая премьера «Геревеня» в концертной версии состоялась в мае 2012 года, на Дягилевском фестивале, под управлением дирижера Теодора Курентзиса. В текущем сезоне амбициозный проект будет представлен в том виде, каким его задумал театр: «Свадебка» и «Геревень» будут исполняться в один вечер, а на сцене артистов Пермского балета, танцующих хореографию Килиана, сменит труппа театра «Киев модерн-балет», которая исполнит «Геревень». «Свадебка» поставлена при творческой поддержке и с разрешения Фонда Иржи Килиана, «Геревень» является копродукцией Пермского театра оперы и балета и театра «Киев модерн-балет».

Необычное слово «Геревень» не имеет определений ни в русском, ни в украинском, ни в каком-либо другом языке. Его придумал композитор Владимир Николаев, написав либретто на основе сочиненного им квазиязыка.

Владимир Николаев, композитор, автор музыки к балету «Геревень»:

— Я очень долго ломал голову над тем, что взять за основу литературного текста. Мне не хотелось использовать уже существующий народный материал — мне казалось, он будет меня слишком сильно сковывать. Я перебрал очень много стихов: от поэтов начала ХХ века до Дмитрия Пригова. Но, в конце концов, пришел к выводу, что мне хочется создать собственный текст на основе квазиязыка. Публика услышит фонемы и даже отдельные фразы, которые, с одной стороны, вроде бы ничего не означают, но с другой — вызывают различные ассоциации и направляют восприятие слушателей.

Садясь за работу, я изначально понимал, что мое сочинение будет идти вторым отделением после «Свадебки» Стравинского. Поэтому для меня было важно, чтобы оба произведения — классическое и то, что еще не написано, — составляли некое целое, но чтобы они ни в коем случае не дублировали друг друга. Понятно, что соревноваться со Стравинским на его стилистическом поле было бы просто глупо. Тем более мне самому хотелось, что называется, «самовыразиться» в этой работе. В результате то произведение, которое у меня получилось, как мне кажется, достаточно контрастно по отношению к «Свадебке», и вместе с тем в нем очень легко прочитываются какие-то вещи, которые сближают обе партитуры. Это не только совпадающий состав музыкальных инструментов, но и некоторые стилистические моменты.

Постановка балета «Геревень» была предложена одному из самых неординарных хореографов современности, занимающему нишу между классическим балетом и contemporarydance, автору смелых и даже дерзких интерпретаций классических театральных сюжетов, Раду Поклитару и его труппе «Киев модерн-балет» (сайт театра).

Участие в новом проекте Пермского театра оперы и балета для Раду Поклитару стало подарком: представление его хореографии рядом с балетом Иржи Килиана — тот случай, когда на равных встречаются мастер и ученик.

Раду Поклитару, автор либретто и хореограф-постановщик балета «Геревень»:

— Если говорить о кумирах, то есть о людях, которые во многом определили меня как хореографа (не в прямом, конечно, смысле, потому что невозможно стать самостоятельным хореографом, подражая кому-то) и сформировали способ моего творческого мышления, то Килиан стоит на втором месте в моем личном мировом рейтинге великих хореографов (номером один для меня многие годы был и остается Матс Эк).

«Геревень» я поставил за 17 дней. Это абсолютный рекорд для меня, потому что я очень медленный хореограф. Я обычно ставлю не больше одной минуты в день. А тут мы шли очень хорошими темпами, потому что музыка Николаева невероятно выразительна, и она мне помогала на 250%. В самой музыке заложено столько образности, что мне нужно было всего-навсего подобрать к ней правильный пароль, правильный код — и хореография возникала.

Синопсис своего балета Раду Поклитару разбил на главы: 1) Рождение человечества; 2) Мужчины и женщины; 3) Он и Она; 4) Дитя; 5) Дорога; 6) Одиночество.

Сценографию спектакля придумал украинский художник, монументалист и символист Андрей Злобин (сайт художника), на протяжении многих лет постоянно сотрудничающий с Раду Поклитару и театром «Киев модерн-балет».

Андрей Злобин, художник-постановщик балета «Геревень»:

В названии балета заключено много смыслов, поэтому для оформления я выбрал стиль, близкий символистическому минимализму, или конструктивизму. В сценографии есть объекты, которые являются глубокими символами, очень плотными метафорами: дорога, ворота, колеса, языки пламени… По отдельности они узнаваемы. Но мне хотелось объединить их и создать некий третий образ, еще более сложную метафору. Это не что-то конкретное — скорее настроение, эмоция, душевное волнение, которое мы хотим передать зрителю. Вообще, Раду очень хотел, чтобы спектакль получился монохромным. Нужен был цвет, но припрятанный. Как будто праздник прошел, давно, но что-то еще осталось…

Декорации «Геревеня» были созданы в цехах Пермского театра оперы и балета, костюмы, придуманные художницей Анной Ипатьевой (сайт художницы), шились в Киеве. Основной репетиционный период премьеры прошел также в Киеве. В Пермь труппа Раду Поклитару прибудет 9 октября, чтобы освоиться на сцене и отрепетировать с музыкантами под  управлением дирижера из Новосибирска Петра Белякина, который на протяжении нескольких лет выступает ассистентом дирижера Теодора Курентзиса или, как в данном проекте, заменяет музыкального руководителя постановки за пультом.

Что касается «Свадебки» в хореографии Иржи Килиана, то премьера в Перми, ставшая российской премьерой этого спектакля, состоялась в июне 2012 года, в один вечер с балетом «Петрушка» в хореографии американского балетмейстера Николо Фонте. В год 130-летия Игоря Стравинского Пермский театр оперы и балета представил в свежем прочтении два знаковых для ХХ века произведения и приурочил премьеру ко дню рождения великого композитора. Успех премьеры был внушительным, что отметили критики «Коммерсанта» (Татьяна Кузнецова, «Брак высокого качества») и «Газеты.ру» (Майя Крылова, «Босые и великие»).

Подробнее о спектакле «Свадебка» — об истории создания музыки, балета, с комментариями репетиторов Фонда Иржи Килиана, вы можете узнать из пресс-релиза, опубликованного на сайте Пермского театра оперы и балета

Оба произведения, «Свадебка» и «Геревень», рассчитаны на «ударный» состав инструментов — четыре рояля и перкуссию, а вокальный текст исполняет квартет солистов и хор MusicAeterna. В июне на время «Свадебки» четыре рояля были установлены в партере, для этого из зала были вынесены шесть первых рядов. Однако в этот раз, благодаря введенным в эксплуатацию в начале 141-го сезона механизмам, позволяющим поднимать и опускать пол оркестровой ямы до уровня сцены, все музыканты разместятся в яме.

За рояли сядут известные пианисты Иван Соколов и Михаил Мордвинов, а также солисты оркестра пермского театра Александр Осминин и Оксана Пислегина. Сольные вокальные партии исполнят: в «Свадебке» — Надежда Кучер (сопрано), Наталья Буклага (меццо-сопрано), Станислав Леонтьев (тенор) и Василий Коростелев (бас); в «Геревене» — Елена Юрченко (сопрано), Асия Рахматуллина (меццо-сопрано), Евгений Воробьев (тенор) и Василий Коростелев (бас). 

поиск