15 октября 2019
Сегодня
17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
  • Ноябрь
27.05.2013
Премия Дягилева показала «русский характер»

Вчера вечером в Перми, где в эти дни проходит VII Международный Дягилевский фестиваль, состоялась церемония награждения Премии Дягилева — первой созданной в России награды для продюсеров за выдающиеся достижения в сфере культуры и искусства. Пальму первенства разделили двое номинантов. Это мадридский Teatro Real — за оперный диптих «Иоланта» П. И. Чайковского/ «Персефона» И. Стравинского» (премьера состоялась в январе 2012 года), и Oper Stuttgart — за оперу «Пена дней» Э. Денисова (премьера состоялась в декабре 2012-го).

Судьба Премии Дягилева неразрывно связана с историей Дягилевского фестиваля. Однако в прошлом году — когда с приходом нового художественного руководителя Теодора Курентзиса фестиваль обновил формат и стал ежегодным — концепция Премии была в значительной степени изменена. Если раньше подать заявку на конкурс мог любой желающий, то отныне номинантов выдвигают члены жюри Премии — интенданты и директора крупнейших театров и фестивалей всего мира, критики и представители культурных институций разных стран.

Каждый из них имеет право предложить одного соискателя — музыкально-театральную премьеру предшествующего календарного года и театр, выпустивший спектакль. Это могут быть как абсолютно свежие сочинения, так и классические произведения в интерпретациях, несущих  новаторский потенциал. Но главное — все они должны соответствовать духу Сергея Дягилева.

Что кроется за фразой «соответствие духу Дягилева», объясняет председатель жюри Премии — художественный руководитель мадридского Teatro Real Жерар Мортье:

— Дягилев строил свои творческие планы на взаимодействии и взаимообмене между русской и европейской культурами. Благодаря его усилиям русская культура стала тем материалом, из которого рождалось искусство будущего. Спектакли номинантов на Премию, где бы они ни были поставлены, должны, в первую очередь, привлекать внимание мировой общественности к русской культуре.

Это не перенос российских спектаклей на зарубежную сцену, а совместное производство, работа представителей разных стран, демонстрирующая взаимодействие между русской и европейской культурой. Сегодня мы из семи номинантов выбрали двух победителей, отдавая предпочтение яркости проявления русского аспекта и оригинальности.

О значении спектаклей-победителей для современного театрального контекста рассказывает член жюри — музыкальный критик, писатель, переводчик, поэт и куратор Алексей Парин:

«Пена дней» ставилась трижды. Впервые она прозвучала в Париже в 1986 году, но в сильно урезанном виде. Затем в 1989 году прошла премьера в Перми — открытие отечественной публике этого произведения Эдисона Денисова. Спектакль по всем параметрам превосходил французскую постановку. Прошлогодняя премьера в Штутгарте тоже своего рода открытие этой партитуры, потому что впервые «Пена дней» была исполнена без купюр и возвращена в верхний слой мирового оперного репертуара.

Что касается проекта «Иоланта»/«Персефона», то здесь сошлись два выдающихся художника наших дней, которые работают с такой тонкой материей, как духовная основа в искусстве. Режиссер Питер Селларс и дирижер Теодор Курентзис открыли в сочинениях Чайковского и Стравинского их глубокую суть, которая до сих пор оставалась неисследованной постановщиками.

Любопытно, что, помимо русского аспекта, спектакли-победители объединяет связь с Пермским театром оперы и балета — его легендарным прошлым, успешным настоящим и амбициозным будущим. Как уже говорилось выше, отечественная премьера оперы «Пена дней» состоялась в Перми, и, по оценкам музыкальных и театральных критиков, это на сегодняшний день лучшая версия спектакля. Создатели мадридского диптиха «Иоланта»/«Персефона» Питер Селларс и Теодор Курентзис уже в начале следующего сезона, в конце сентября 2013 года, планируют представить на пермской сцене оперу Генри Пёрселла «Королева индейцев». Кроме того, маэстро Курентзис признается, что когда-нибудь ему бы хотелось сделать свою версию «Пены дней» Денисова.

Приятным сюрпризом для фестивальной публики в минувший воскресный вечер стали ведущие церемонии награждения Премии Дягилева. На сцену вышел лично художественный руководитель Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис. И — что для премии, предназначенной для профессиональных продюсеров, весьма символично — меценат, основательница Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция» Надежда Агишева. Объявление каждого номинанта — а всего их было семь — сопровождалось демонстрацией фрагментов из спектаклей. В финале зрители получили возможность увидеть отрывки, дающие исчерпывающее представление о постановках лауреатов Премии Дягилева—2013. А после антракта состоялся концерт одного из ведущих в мире современной академической музыки оркестра — немецкого Ensemble Modern.

Как отметил генеральный продюсер Дягилевского фестиваля и секретарь Премии Дягилева Марк де Мони, в ближайшем будущем в регламент Премии будут внесены коррективы. Прежде члены жюри работали заочно, а проводили заседание только во время фестиваля с тем, чтобы ратифицировать результаты дистанционной работы. В 2014 году первое заседание жюри состоится уже в марте в Москве, затем уже в рамках фестиваля.

«Обществу придется признать, что мои эксперименты, кажущиеся опасными сегодня, становятся завтра незаменимыми», — писал Сергей Павлович Дягилев в 1929 году в письме к редактору лондонского The Times. Отверженный искатель новых направлений в искусстве, он зрел на десятилетия вперед, именно поэтому его не пугали, а скорее только сильнее раззадоривали отзывы-восклицания о его постановках: какое «странное», «экстравагантное», «отталкивающее» представление. Слова Дягилева оказались пророческими: сегодня принципы его творчества, главный из которых — синтез искусств, актуальны как никогда. По ним, как по координатам на карте мира, новые поколения продюсеров создают произведения ближайшего будущего.

поиск