17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
  • Ноябрь
01.04.2016
В Пермской опере — первый опус Стравинского и Opus Magnum Элгара

7 апреля на сцене Пермского театра оперы и балета состоится концерт Большого симфонического оркестра, за дирижерским пультом будет Валерий Платонов. В программе — Первая симфония Игоря Стравинского и Вариации на оригинальную тему (Энигма) Эдуарда Элгара.

В основу программы из произведений русского и британского классиков положен принцип контраста. С одной стороны — сверхпопулярные «Энигма-вариации», в некотором роде хрестоматия для музыканта-исполнителя. И с другой — Симфония ми-бемоль мажор, первый опус Стравинского, который исполняется нечасто.

Валерий Платонов, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— Оба произведения я буду исполнять впервые. Первая симфония — не самое известное произведение Стравинского, фактически, его дипломная работа. Безусловно, эта музыка мало похожа на того зрелого Стравинского, которого мы все знаем. Эта симфония — Стравинский совсем ранний, и этим он интересен. Здесь он пока еще не определился. И, тем не менее, зная сегодня весь путь, который композитор прошел в своем творчестве, можно увидеть в его симфонии первые зерна будущего именитого Стравинского.

Стравинский оставил три чисто инструментальные симфонии, одна из которых — «Симфония в трех движениях», хорошо известна пермским театралам. А первая, Es-dur,  написана в 1907 году в период ученичества. В этом произведении заметно влияние учителей и вдохновителей композитора, Римского-Корсакова, Глазунова и, в лирических эпизодах, Чайковского. Еще одна причина объединить эти два произведения — особое звучание оркестра и проникнутые лиричностью и мягкостью интонации, которые присущи многим произведениям русских композиторов, присутствуют и в произведении Элгара.

Валерий Платонов, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— Вариации на оригинальную тему Элгара не нуждаются в представлении. Это очень популярное произведение. В этом плане Вариации выступают антитезой Симфонии. И всё же, на мой взгляд, у них есть точки соприкосновения. Притом что Элгар — это чистый английский стиль, мне в нем слышатся некоторые образные и эмоциональные связи с русской традицией.

Название «Энигма» (лат. «загадка») не случайно, в названиях вариаций скрыты самые близкие композитору люди. Как передает легенду о создании произведения искусствовед Анна Булычёва, «однажды Элгар после целого дня педагогической деятельности сымпровизировал тему, в которой слышится понятная усталость и которая русскому уху напоминает трудовую песню «Эй, ухнем». Тема привлекла внимание жены композитора Кэролайн Элис Элгар, и он сыграл еще вариации».

Однако разгадку «Энигмы» Элгар оставил — в комментариях в произведению. Хотя в них же загадал другую — упомянул неявно звучащую в вариациях тему… Ее до сих пор ищут, раскрывая в листках из домашнего альбома самые разные смыслы.

Следующий концерт Большого симфонического оркестра состоится 27 апреля в рамках ежегодного проекта «Дни духовной музыки в Перми». Прозвучат произведения Вагнера, Дворжака и Брукнера. 

поиск