7 апреля на сцене Пермского театра оперы и балета состоится концерт Большого симфонического оркестра, за дирижерским пультом будет Валерий Платонов. В программе — Первая симфония Игоря Стравинского и Вариации на оригинальную тему (Энигма) Эдуарда Элгара.
В основу программы из произведений русского и британского классиков положен принцип контраста. С одной стороны — сверхпопулярные «Энигма-вариации», в некотором роде хрестоматия для музыканта-исполнителя. И с другой — Симфония ми-бемоль мажор, первый опус Стравинского, который исполняется нечасто.
Валерий Платонов, дирижер Пермского театра оперы и балета:
— Оба произведения я буду исполнять впервые. Первая симфония — не самое известное произведение Стравинского, фактически, его дипломная работа. Безусловно, эта музыка мало похожа на того зрелого Стравинского, которого мы все знаем. Эта симфония — Стравинский совсем ранний, и этим он интересен. Здесь он пока еще не определился. И, тем не менее, зная сегодня весь путь, который композитор прошел в своем творчестве, можно увидеть в его симфонии первые зерна будущего именитого Стравинского.
Стравинский оставил три чисто инструментальные симфонии, одна из которых — «Симфония в трех движениях», хорошо известна пермским театралам. А первая, Es-dur, написана в 1907 году в период ученичества. В этом произведении заметно влияние учителей и вдохновителей композитора, Римского-Корсакова, Глазунова и, в лирических эпизодах, Чайковского. Еще одна причина объединить эти два произведения — особое звучание оркестра и проникнутые лиричностью и мягкостью интонации, которые присущи многим произведениям русских композиторов, присутствуют и в произведении Элгара.
Валерий Платонов, дирижер Пермского театра оперы и балета:
— Вариации на оригинальную тему Элгара не нуждаются в представлении. Это очень популярное произведение. В этом плане Вариации выступают антитезой Симфонии. И всё же, на мой взгляд, у них есть точки соприкосновения. Притом что Элгар — это чистый английский стиль, мне в нем слышатся некоторые образные и эмоциональные связи с русской традицией.
Название «Энигма» (лат. «загадка») не случайно, в названиях вариаций скрыты самые близкие композитору люди. Как передает легенду о создании произведения искусствовед Анна Булычёва, «однажды Элгар после целого дня педагогической деятельности сымпровизировал тему, в которой слышится понятная усталость и которая русскому уху напоминает трудовую песню „Эй, ухнем“. Тема привлекла внимание жены композитора Кэролайн Элис Элгар, и он сыграл еще вариации».
Однако разгадку «Энигмы» Элгар оставил — в комментариях в произведению. Хотя в них же загадал другую — упомянул неявно звучащую в вариациях тему… Ее до сих пор ищут, раскрывая в листках из домашнего альбома самые разные смыслы.
Следующий концерт Большого симфонического оркестра состоится 27 апреля в рамках ежегодного проекта «Дни духовной музыки в Перми». Прозвучат произведения Вагнера, Дворжака и Брукнера.