17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
10.09.2018
Любовь к трем апельсинам: игра в жанре дель арте

Уже 18 сентября на сцене театра в концертном исполнении прозвучит опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Партитура, вобравшая в себя причудливые сюжеты итальянской комедии масок, была написана Прокофьевым в духе его времени, еще сохранявшего инерцию бойкого новаторства. Объясняем в небольшой справке, из какого контекста выросли «Апельсины», и предлагаем разобраться в поворотах карнавального сюжета благодаря нашей игре.


Sergei_Prokofiev.jpg

Сергей Прокофьев в 1918 году


Идея первой комической оперы Прокофьева была подсказана ему Всеволодом Мейерхольдом. Подсказка, впрочем, напросилась сама собой. С 1914 по 1916 Мейерхольд издавал художественный журнал под названием «Любовь к трем апельсинам», в первом номере которого поместил вольный перевод одноименной итальянской сказки, написанный им в соавторстве с Константином Вогаком и Владимиром Соловьевым. Оригинальный текст принадлежал перу Карло Гоцци, который, в свою очередь, пародировал в нем сочинения Пьетро Кьяри и Карло Гольдони, используя расхожие образы из комедии дель арте.

Как бы то ни было, Прокофьев знал, что делать с этим метатекстуальным винегретом. «Дописал либретто первого акта. У Гоцци он кончается как-то никак, и приходилось что-нибудь изобретать», — отмечал композитор в дневниках. Стремясь создать «ясную, живую и, по возможности, простую» музыку, Прокофьев, вместе с тем, вспоминал смелые поиски русского дореволюционного театра. В тот период композитору действительно оставалось лишь вспоминать: после Октябрьского переворота он уехал в США, поэтому премьера оперы состоялась в Чикаго в 1921 году на французском языке. Только спустя пять лет она была представлена  в Ленинграде уже на русском.

В произведении совмещаются, то и дело наскакивая друг на друга, сразу три плана. В первом действуют основные герои: Король Треф, Принц, Принцесса Клариче, Леандр, а также традиционные для комедии дель арте Труффальдино, Смеральдина и Панталоне (в либретто — Панталон). На втором плане им покровительствуют, конкурируя, волшебные персонажи: ведьма Фата Моргана, добрый маг Челий и другие. Наконец, третий план составляют партии приверженцев разных жанровых направлений: Лирики, Трагики, Комики, Чудаки, Пустоголовые. Не утонуть в этих странных сценических переплетениях, может помочь наша небольшая игра.



powered by Typeform

поиск