26 февраля 2020
27 февраля 2020
11 марта 2020
12 марта 2020
15 марта 2020
17 марта 2020
18 марта 2020
22 марта 2020
26 марта 2020
29 марта 2020
30 марта 2020
04 апреля 2020
07 апреля 2020
08 апреля 2020
09 апреля 2020
11 апреля 2020
12 апреля 2020
15 апреля 2020
16 апреля 2020
17 апреля 2020
18 апреля 2020
19 апреля 2020
22 апреля 2020
24 апреля 2020
25 апреля 2020
26 апреля 2020
28 апреля 2020
29 апреля 2020
30 апреля 2020
03 мая 2020
Журнал
  • Февраль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
  • Март
  • Апрель
  • Май
10.09.2018
Любовь к трем апельсинам: игра в жанре дель арте

Уже 18 сентября на сцене театра в концертном исполнении прозвучит опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Партитура, вобравшая в себя причудливые сюжеты итальянской комедии масок, была написана Прокофьевым в духе его времени, еще сохранявшего инерцию бойкого новаторства. Объясняем в небольшой справке, из какого контекста выросли «Апельсины», и предлагаем разобраться в поворотах карнавального сюжета благодаря нашей игре.


Sergei_Prokofiev.jpg

Сергей Прокофьев в 1918 году


Идея первой комической оперы Прокофьева была подсказана ему Всеволодом Мейерхольдом. Подсказка, впрочем, напросилась сама собой. С 1914 по 1916 Мейерхольд издавал художественный журнал под названием «Любовь к трем апельсинам», в первом номере которого поместил вольный перевод одноименной итальянской сказки, написанный им в соавторстве с Константином Вогаком и Владимиром Соловьевым. Оригинальный текст принадлежал перу Карло Гоцци, который, в свою очередь, пародировал в нем сочинения Пьетро Кьяри и Карло Гольдони, используя расхожие образы из комедии дель арте.

Как бы то ни было, Прокофьев знал, что делать с этим метатекстуальным винегретом. «Дописал либретто первого акта. У Гоцци он кончается как-то никак, и приходилось что-нибудь изобретать», — отмечал композитор в дневниках. Стремясь создать «ясную, живую и, по возможности, простую» музыку, Прокофьев, вместе с тем, вспоминал смелые поиски русского дореволюционного театра. В тот период композитору действительно оставалось лишь вспоминать: после Октябрьского переворота он уехал в США, поэтому премьера оперы состоялась в Чикаго в 1921 году на французском языке. Только спустя пять лет она была представлена  в Ленинграде уже на русском.

В произведении совмещаются, то и дело наскакивая друг на друга, сразу три плана. В первом действуют основные герои: Король Треф, Принц, Принцесса Клариче, Леандр, а также традиционные для комедии дель арте Труффальдино, Смеральдина и Панталоне (в либретто — Панталон). На втором плане им покровительствуют, конкурируя, волшебные персонажи: ведьма Фата Моргана, добрый маг Челий и другие. Наконец, третий план составляют партии приверженцев разных жанровых направлений: Лирики, Трагики, Комики, Чудаки, Пустоголовые. Не утонуть в этих странных сценических переплетениях, может помочь наша небольшая игра.



powered by Typeform

поиск