Уже 18 сентября на сцене театра в концертном исполнении прозвучит опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Партитура, вобравшая в себя причудливые сюжеты итальянской комедии масок, была написана Прокофьевым в духе его времени, еще сохранявшего инерцию бойкого новаторства. Объясняем в небольшой справке, из какого контекста выросли «Апельсины», и предлагаем разобраться в поворотах карнавального сюжета благодаря нашей игре.
Сергей Прокофьев в 1918 году
Идея первой комической оперы Прокофьева была подсказана ему Всеволодом Мейерхольдом. Подсказка, впрочем, напросилась сама собой. С 1914 по 1916 Мейерхольд издавал художественный журнал под названием «Любовь к трем апельсинам», в первом номере которого поместил вольный перевод одноименной итальянской сказки, написанный им в соавторстве с Константином Вогаком и Владимиром Соловьевым. Оригинальный текст принадлежал перу Карло Гоцци, который, в свою очередь, пародировал в нем сочинения Пьетро Кьяри и Карло Гольдони, используя расхожие образы из комедии дель арте.
Как бы то ни было, Прокофьев знал, что делать с этим метатекстуальным винегретом. «Дописал либретто первого акта. У Гоцци он кончается как-то никак, и приходилось что-нибудь изобретать», — отмечал композитор в дневниках. Стремясь создать «ясную, живую и, по возможности, простую» музыку, Прокофьев, вместе с тем, вспоминал смелые поиски русского дореволюционного театра. В тот период композитору действительно оставалось лишь вспоминать: после Октябрьского переворота он уехал в США, поэтому премьера оперы состоялась в Чикаго в 1921 году на французском языке. Только спустя пять лет она была представлена в Ленинграде уже на русском.
В произведении совмещаются, то и дело наскакивая друг на друга, сразу три плана. В первом действуют основные герои: Король Треф, Принц, Принцесса Клариче, Леандр, а также традиционные для комедии дель арте Труффальдино, Смеральдина и Панталоне (в либретто — Панталон). На втором плане им покровительствуют, конкурируя, волшебные персонажи: ведьма Фата Моргана, добрый маг Челий и другие. Наконец, третий план составляют партии приверженцев разных жанровых направлений: Лирики, Трагики, Комики, Чудаки, Пустоголовые. Не утонуть в этих странных сценических переплетениях, может помочь наша небольшая игра.