11 мая 2021
13 мая 2021
14 мая 2021
18 мая 2021
19 мая 2021
21 мая 2021
22 мая 2021
Журнал
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
  • Июнь
19.09.2018
Корень разности: спектакль, семистейдж, концертное исполнение

Что станет с оперой, если исполнить ее без декораций? А заменить декорации видеопроекцией? Или вовсе оставить в распоряжении солистов только голос и музыкальное сопровождение, лишив их грима и костюмов? Разнообразие современных театральных практик дает постановщикам не только широкое поле для художественных экспериментов, но и удобную вариативность форматов. Накануне показа оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в семистейдж-версии разбираемся в разнице трех основных типов существования жанра, анализируя их природу, эффекты и неординарные примеры.

Спектакль

Именно в таком виде мы привыкли воспринимать оперу, мыслить ее в качестве театрального жанра. Режиссер-постановщик берет произведение и выстраивает его новую интерпретацию, ориентируясь лишь на размах идеи [и рамки бюджета]. Работающие в тесной связке с ним художник-постановщик, художник по костюмам, художник по гриму, художник по свету и, вполне вероятно, хореограф творят в своих вотчинах и со своими командами, но с общей целью — создать для идеи достойное визуальное воплощение. В итоге, на площадке вырастает особый мир режиссерской мысли, опирающейся на мысль композиторскую. Особый смысл всему происходящему придает и выбор самой площадки, например древнегреческого театра — Одеона Геородота Аттического — для «Набукко» Верди в постановке Лео Мускато.                

Концертное исполнение

С одной стороны, отказ от визуального компонента имеет экономический смысл, ведь предполагает гораздо меньший бюджет события. С другой, это помогает сосредоточить мастерство исполнителей и внимание слушателей на музыкальном материале. Поэтому в данном случае зритель идет в театр не ради постановки понарошку, но ради полноценного знакомства с партитурой. Неслучайно в формате концертного исполнения в Мариинском театре звучит «Федора» Умберто Джордано; в лондонской Королевской опере проходит премьера «Ангела Низиды» — первой версии куда более известной «Фаворитки» Гаэтано Доницетти; в Нью-Йорке же с восторгом слушают «Платею» Жан-Филиппа Рамо. Пару лет назад пермский слушатель смог познакомиться с изощренной «Ариадной на Наксосе» Рихарда Шатруса. 

Опера «Ариадна на Наксосе». Партия Цербинетты в исполнении Надежды Павловой

Семистейдж

Формат семистейдж (semi-stage production), как нетрудно догадаться, совмещает черты двух предыдущих. Грим, костюмы, декорации, свет в данном случае используются, но лишь частично. Современные технологии подчас позволяют одному элементу легко компенсировать другой — скажем, заменить декорации видеопроекциями в кливлендской постановке оперы Леоша Яначека «Приключения лисички-плутовки». Именно в формате семистейдж пермский зритель увидит «Любовь к трем апельсинам»: собственно музыкальный текст фантазийной прокофьевской оперы будет дополнен экспериментами с актерской пластикой, светом и элементами декораций.
поиск