27 сентября 2022
28 сентября 2022
29 сентября 2022
30 сентября 2022
01 октября 2022
02 октября 2022
05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Сентябрь
    26
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
19.09.2018
Корень разности: спектакль, семистейдж, концертное исполнение

Что станет с оперой, если исполнить ее без декораций? А заменить декорации видеопроекцией? Или вовсе оставить в распоряжении солистов только голос и музыкальное сопровождение, лишив их грима и костюмов? Разнообразие современных театральных практик дает постановщикам не только широкое поле для художественных экспериментов, но и удобную вариативность форматов. Накануне показа оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в семистейдж-версии разбираемся в разнице трех основных типов существования жанра, анализируя их природу, эффекты и неординарные примеры.

Спектакль

Именно в таком виде мы привыкли воспринимать оперу, мыслить ее в качестве театрального жанра. Режиссер-постановщик берет произведение и выстраивает его новую интерпретацию, ориентируясь лишь на размах идеи [и рамки бюджета]. Работающие в тесной связке с ним художник-постановщик, художник по костюмам, художник по гриму, художник по свету и, вполне вероятно, хореограф творят в своих вотчинах и со своими командами, но с общей целью — создать для идеи достойное визуальное воплощение. В итоге, на площадке вырастает особый мир режиссерской мысли, опирающейся на мысль композиторскую. Особый смысл всему происходящему придает и выбор самой площадки, например древнегреческого театра — Одеона Геородота Аттического — для «Набукко» Верди в постановке Лео Мускато.                

Концертное исполнение

С одной стороны, отказ от визуального компонента имеет экономический смысл, ведь предполагает гораздо меньший бюджет события. С другой, это помогает сосредоточить мастерство исполнителей и внимание слушателей на музыкальном материале. Поэтому в данном случае зритель идет в театр не ради постановки понарошку, но ради полноценного знакомства с партитурой. Неслучайно в формате концертного исполнения в Мариинском театре звучит «Федора» Умберто Джордано; в лондонской Королевской опере проходит премьера «Ангела Низиды» — первой версии куда более известной «Фаворитки» Гаэтано Доницетти; в Нью-Йорке же с восторгом слушают «Платею» Жан-Филиппа Рамо. Пару лет назад пермский слушатель смог познакомиться с изощренной «Ариадной на Наксосе» Рихарда Шатруса. 

Опера «Ариадна на Наксосе». Партия Цербинетты в исполнении Надежды Павловой

Семистейдж

Формат семистейдж (semi-stage production), как нетрудно догадаться, совмещает черты двух предыдущих. Грим, костюмы, декорации, свет в данном случае используются, но лишь частично. Современные технологии подчас позволяют одному элементу легко компенсировать другой — скажем, заменить декорации видеопроекциями в кливлендской постановке оперы Леоша Яначека «Приключения лисички-плутовки». Именно в формате семистейдж пермский зритель увидит «Любовь к трем апельсинам»: собственно музыкальный текст фантазийной прокофьевской оперы будет дополнен экспериментами с актерской пластикой, светом и элементами декораций.
поиск