29.10.2018
Балет юности: путь от станка до сцены в фокусе «Тщетной предосторожности»
Накануне премьеры балета «Тщетная предосторожность» — совместной постановки театра и Пермского хореографического училища — публикуем избранные фрагменты из интервью с балетмейстером-постановщиком Кириллом Шморгонером и художественным руководителем училища Владимиром Толстухиным.
Пресс-фото

Кирилл Шморгонер

балетмейстер-постановщик

Материал идеально подходит именно для студенческого спектакля. Это не самый сложный балетный текст, простая, понятная, но вместе с тем веселая и увлекательная история, и, что самое главное, есть возможность задействовать в постановке ребят разного возраста.

Мы постарались сделать спектакль довольно насыщенным хореографически, многие мизансцены, которые обычно бывают более игровыми, заполнили танцем. Мне было интересно работать именно с техникой старого балета, поэтому я поставил много движений и элементов, отсылающих к школе Августа Бурнонвиля. Что касается сюжета, то мы точно следуем либретто Жана Доберваля, не меняя сюжет и не включая в него никаких современных поворотов. Я за то, чтобы история сохранялась в классическом виде, а хореография, конечно, развивалась.

Работая с детьми, нужно учитывать их технические возможности и физическую подготовку, поэтому некоторые танцы мы упростили. Вот как, например, обычно выглядит pas de deux? Entrée, adagio, вариации мужская и женская, coda. У нас после adagio вставлен номер для четырех кавалеров, чтобы исполнители главных партий в это время могли немного передохнуть.

Техническая сторона — только часть дела. «Тщетная предосторожность» требует высокого уровня актерского мастерства. Это веселый балет с большим количеством комичных ситуаций и гротескными персонажами. Всё это нужно не только хорошо станцевать, но и правильно сыграть.


Пресс-фото

Владимир Толстухин

художественный руководитель Пермского хореографического училища

Отбор в хореографическое училище очень строг. Мы обращаем внимание на пропорции тела, физические данные: линии рук, ног и шеи. Кроме того, важна музыкальность и хорошая координация, чтобы уметь собрать все движения воедино. Немаловажную роль играет артистизм, поэтому уже на этапе отбора мы просим ребенка что-нибудь станцевать. Впрочем, трудно сразу сказать, насколько универсальны способности ребенка и как он будет развиваться.

В школе мы воспитываем всё, вплоть до выхода на сцену, до правильного шага. Движения собираются одно за другим и поддерживаются большими усилиями учащихся. Это и есть постепенное освоение профессии.

Занятия с одаренными детьми выведены в училище в отдельное направление. С такими ребятами мы работаем интенсивнее. Впрочем, и здесь ожидания не всегда оправдываются: в переходном возрасте могут возникнуть неожиданные изменения. Один вырастает в блестящего танцовщика, другой, напротив, теряет прежние данные. Природа, действительно, один из главных факторов в нашей профессии.

Есть вещи, которым научить нельзя — харизме, например. Бывает так, что ребенок еще только начинает путь к сцене, а от него уже глаз не оторвать. Но это лишь одна из составляющих таланта. «Танец требует огромного, каждодневного труда», — писала Галина Уланова. Труд, конечно, опирается на природные данные, но без дисциплины и силы воли в классе не появится танцовщик или балерина. Этому есть грандиозные примеры: Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Агриппина Ваганова и другие.

В этом году «Тщетная предосторожность» пополняет репертуар нашего училища. В этом спектакле задействованы учащиеся не только третьего, но также второго и первого курсов. Кроме «Тщетной», в качестве итоговой работы студенты регулярно, начиная с 1960 года, танцуют «Коппелию». Вообще, у каждого выпускасвои особенности: в одном из них ярче мужской класс, в другом — женский. Эти нюансы мы учитываем, когда ежегодно готовим отчетный спектакль. Выпускники уходят, а постановка остается — так и происходит смена поколений, позволяющая давать премьеру из года в год.

Полные тексты материалов читайте в буклете, посвященном спектаклю.

поиск