24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
29.10.2018
Балет юности: путь от станка до сцены в фокусе «Тщетной предосторожности»
Накануне премьеры балета «Тщетная предосторожность» — совместной постановки театра и Пермского хореографического училища — публикуем избранные фрагменты из интервью с балетмейстером-постановщиком Кириллом Шморгонером и художественным руководителем училища Владимиром Толстухиным.
Пресс-фото

Кирилл Шморгонер

балетмейстер-постановщик

Материал идеально подходит именно для студенческого спектакля. Это не самый сложный балетный текст, простая, понятная, но вместе с тем веселая и увлекательная история, и, что самое главное, есть возможность задействовать в постановке ребят разного возраста.

Мы постарались сделать спектакль довольно насыщенным хореографически, многие мизансцены, которые обычно бывают более игровыми, заполнили танцем. Мне было интересно работать именно с техникой старого балета, поэтому я поставил много движений и элементов, отсылающих к школе Августа Бурнонвиля. Что касается сюжета, то мы точно следуем либретто Жана Доберваля, не меняя сюжет и не включая в него никаких современных поворотов. Я за то, чтобы история сохранялась в классическом виде, а хореография, конечно, развивалась.

Работая с детьми, нужно учитывать их технические возможности и физическую подготовку, поэтому некоторые танцы мы упростили. Вот как, например, обычно выглядит pas de deux? Entrée, adagio, вариации мужская и женская, coda. У нас после adagio вставлен номер для четырех кавалеров, чтобы исполнители главных партий в это время могли немного передохнуть.

Техническая сторона — только часть дела. «Тщетная предосторожность» требует высокого уровня актерского мастерства. Это веселый балет с большим количеством комичных ситуаций и гротескными персонажами. Всё это нужно не только хорошо станцевать, но и правильно сыграть.


Пресс-фото

Владимир Толстухин

художественный руководитель Пермского хореографического училища

Отбор в хореографическое училище очень строг. Мы обращаем внимание на пропорции тела, физические данные: линии рук, ног и шеи. Кроме того, важна музыкальность и хорошая координация, чтобы уметь собрать все движения воедино. Немаловажную роль играет артистизм, поэтому уже на этапе отбора мы просим ребенка что-нибудь станцевать. Впрочем, трудно сразу сказать, насколько универсальны способности ребенка и как он будет развиваться.

В школе мы воспитываем всё, вплоть до выхода на сцену, до правильного шага. Движения собираются одно за другим и поддерживаются большими усилиями учащихся. Это и есть постепенное освоение профессии.

Занятия с одаренными детьми выведены в училище в отдельное направление. С такими ребятами мы работаем интенсивнее. Впрочем, и здесь ожидания не всегда оправдываются: в переходном возрасте могут возникнуть неожиданные изменения. Один вырастает в блестящего танцовщика, другой, напротив, теряет прежние данные. Природа, действительно, один из главных факторов в нашей профессии.

Есть вещи, которым научить нельзя — харизме, например. Бывает так, что ребенок еще только начинает путь к сцене, а от него уже глаз не оторвать. Но это лишь одна из составляющих таланта. «Танец требует огромного, каждодневного труда», — писала Галина Уланова. Труд, конечно, опирается на природные данные, но без дисциплины и силы воли в классе не появится танцовщик или балерина. Этому есть грандиозные примеры: Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Агриппина Ваганова и другие.

В этом году «Тщетная предосторожность» пополняет репертуар нашего училища. В этом спектакле задействованы учащиеся не только третьего, но также второго и первого курсов. Кроме «Тщетной», в качестве итоговой работы студенты регулярно, начиная с 1960 года, танцуют «Коппелию». Вообще, у каждого выпускасвои особенности: в одном из них ярче мужской класс, в другом — женский. Эти нюансы мы учитываем, когда ежегодно готовим отчетный спектакль. Выпускники уходят, а постановка остается — так и происходит смена поколений, позволяющая давать премьеру из года в год.

Полные тексты материалов читайте в буклете, посвященном спектаклю.

поиск