Журнал
  • Июль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
17.11.2018
Опера для стадионов: Queen как театральный феномен

Второй уикенд подряд фильм «Богемская рапсодия» Брайана Сингера, повествующий об истории группы Queen, занимает лидирующие позиции в мире по кассовым сборам. Мы решили не упустить повод и вспомнить о ярчайших примерах театральности в творчестве этих классиков британского рока и их харизматичного лидера. 


BOHEMIAN RHAPSODY

«Это реальность? / Это всего лишь фантазия?» — первые строчки «Богемской рапсодии» стали бы самым подходящим эпиграфом к истории Queen. Этот шестиминутный сингл 1975 года, доводящий арт-рок до предела разумного, балансирующий на грани несуразицы и шедевра, оказался для британской группы мощнейшим стартовым импульсом и впоследствии обязательным эстетическим референсом. Особое место в ткани «рапсодии» занимает театр. В этой «ложной опере», как называл ее сам Меркьюри, мелькают Скарамуш из комедии дель арте и Фигаро из оперы Россини (чередуясь с Галилео Галилеем и Вельзевулом). Кроме того, знаменитый клип, созданный для продвижения сингла и альбома A Night at the Opera (!) в целом, открыл новую эру музыкальных видео — отныне это полноценная художественная форма с мощнейшим маркетинговым потенциалом.

«БАЛЕТ В МАССЫ», ИЛИ WE ARE THE CHAMPIONS   

Парнем, который «несет балет в массы», прослыл Фредди Меркьюри в 1977 году. Тогда это не было комплиментом. В период, когда в западной музыке во всю бушевал панк, лидер Queen неосмотрительно поведал об эстетизации рок-н-ролла в интервью журналу NME, не питавшему никакой любви к музыкальному эстеблишменту. Результатом стал крайне язвительный материал и надолго испортившиеся отношения Queen с прессой. Впрочем, это не помешало группе осуществить замысел с поразительной самоуверенностью. На видео того же года Фредди в чудаковатом трико победно вскидывает руку и поет We are the Champions, ставшую вечным стадионным гимном.

КОНЦЕРТ В LONDON COLISEUM

Публику, пришедшую на благотворительный гала-концерт в театр London Coliseum 7 октября 1979 года, ждал большой сюрприз. В какой-то момент на сцене в окружении артистов труппы Королевского балета появился сам Фредди Меркьюри. Одетый в блестящий обтягивающий костюм, он не только спел Bohemian Rhapsody и Crazy Little Thing Called Love, но и стал центральной фигурой в плотной, энергичной хореографии Уэйна Итлинга. Такая феерия на стыке жанров потребовала жертв. «Это было убийственно. После двух дней [репетиций] я был в агонии. Болели даже те места на теле, о существовании которых я не подозревал», — признавался Меркьюри. 

ОСВОБОЖДЕНИЕ ФАВНА

С Королевским балетом Лондона связан еще один головокружительный эпизод в истории Queen. На второй минуте клипа 1984 года на песню  I Want to Break Free Меркьюри появляется в образе фавна из знаменитого балета Вацлава Нижинского. Вместе с артистами труппы в пятнистых трико он погружается не то в ритуал, не то в вакхический пир, с нарочитой театральностью поставленный Уэйном Итлингом. В том же видео участники группы успевают перенестись в шахту и примерить на себя образы домохозяек. Подобное могли позволить себе только  Queen, а название композиции послужило лишь подходящим триггером.


НЕБЕСА. АД. СЦЕНА


Видеоряд переносит зрителя в театр уже с первых секунд: мы видим спину дирижера и массивный занавес. Затем на сцене появляется Фредди в алом плаще на вершине бутафорской скалы в окружении копошащихся тел; актеры и декорации утопают в красном свете. Что скрывается в скале, публика узнает чуть позже… Инфернальная картинка, созданная режиссером Дэвидом Маллетом в 1985 году для сингла Made in Heaven с одноименной сольной пластинки Меркьюри, построена на отсылках к «Весне священной» Стравинского и «Божественной комедии» Данте. Театральный антураж был воссоздан в павильоне и повторял интерьер Королевской оперы. Учитывая, что это лишь часть клипа, получается условность «в кубе». Но разве шоу имеет пределы для человека, рифмующего «свою роль в истории» с «отданной душой»?

(НЕ)СОСТОЯВШИЙСЯ ДУЭТ


Песня Under the Pressure стала бойким хитом благодаря Дэвиду Боуи: именно он придумал знаменитый басовый рифф, пока вместе с участниками Queen импровизировал на студии в Монтрё. Композиция вошла в альбом Hot Space 1982 года, но никогда не звучала в совместном исполнении: говорят, двум великим вокалистам (и актерам) было тесно на одной сцене. В обзор мы включили видео с концерта памяти Меркьюри. Компанию Боуи составила уже Энни Леннокс, но легкий налет театральности никуда не исчез.

BARCELONA С МОНСЕРРАТ КАБАЛЬЕ


 В 1987 году сбылась давняя мечта Меркьюри: спеть со знаменитой оперной дивой Монсеррат Кабалье. Для совместной работы двух мировых звезд нашелся достойный повод: Барселона, родной город Кабалье, был выбран столицей Летних Олимпийский игр 1992 года. Спустя год из грандиозного сингла вырос целый альбом, оказавшийся, по мнению некоторых критиков, куда менее удачным из-за слишком большой дистанции между оперой и поп-музыкой. Сама песня прозвучала на олимпийских стадионах, но Меркьюри этого уже не услышал. 

поиск