17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
  • Ноябрь
17.11.2018
Опера для стадионов: Queen как театральный феномен

Второй уикенд подряд фильм «Богемская рапсодия» Брайана Сингера, повествующий об истории группы Queen, занимает лидирующие позиции в мире по кассовым сборам. Мы решили не упустить повод и вспомнить о ярчайших примерах театральности в творчестве этих классиков британского рока и их харизматичного лидера. 


BOHEMIAN RHAPSODY

«Это реальность? / Это всего лишь фантазия?» — первые строчки «Богемской рапсодии» стали бы самым подходящим эпиграфом к истории Queen. Этот шестиминутный сингл 1975 года, доводящий арт-рок до предела разумного, балансирующий на грани несуразицы и шедевра, оказался для британской группы мощнейшим стартовым импульсом и впоследствии обязательным эстетическим референсом. Особое место в ткани «рапсодии» занимает театр. В этой «ложной опере», как называл ее сам Меркьюри, мелькают Скарамуш из комедии дель арте и Фигаро из оперы Россини (чередуясь с Галилео Галилеем и Вельзевулом). Кроме того, знаменитый клип, созданный для продвижения сингла и альбома A Night at the Opera (!) в целом, открыл новую эру музыкальных видео — отныне это полноценная художественная форма с мощнейшим маркетинговым потенциалом.

«БАЛЕТ В МАССЫ», ИЛИ WE ARE THE CHAMPIONS   

Парнем, который «несет балет в массы», прослыл Фредди Меркьюри в 1977 году. Тогда это не было комплиментом. В период, когда в западной музыке во всю бушевал панк, лидер Queen неосмотрительно поведал об эстетизации рок-н-ролла в интервью журналу NME, не питавшему никакой любви к музыкальному эстеблишменту. Результатом стал крайне язвительный материал и надолго испортившиеся отношения Queen с прессой. Впрочем, это не помешало группе осуществить замысел с поразительной самоуверенностью. На видео того же года Фредди в чудаковатом трико победно вскидывает руку и поет We are the Champions, ставшую вечным стадионным гимном.

КОНЦЕРТ В LONDON COLISEUM

Публику, пришедшую на благотворительный гала-концерт в театр London Coliseum 7 октября 1979 года, ждал большой сюрприз. В какой-то момент на сцене в окружении артистов труппы Королевского балета появился сам Фредди Меркьюри. Одетый в блестящий обтягивающий костюм, он не только спел Bohemian Rhapsody и Crazy Little Thing Called Love, но и стал центральной фигурой в плотной, энергичной хореографии Уэйна Итлинга. Такая феерия на стыке жанров потребовала жертв. «Это было убийственно. После двух дней [репетиций] я был в агонии. Болели даже те места на теле, о существовании которых я не подозревал», — признавался Меркьюри. 

ОСВОБОЖДЕНИЕ ФАВНА

С Королевским балетом Лондона связан еще один головокружительный эпизод в истории Queen. На второй минуте клипа 1984 года на песню  I Want to Break Free Меркьюри появляется в образе фавна из знаменитого балета Вацлава Нижинского. Вместе с артистами труппы в пятнистых трико он погружается не то в ритуал, не то в вакхический пир, с нарочитой театральностью поставленный Уэйном Итлингом. В том же видео участники группы успевают перенестись в шахту и примерить на себя образы домохозяек. Подобное могли позволить себе только  Queen, а название композиции послужило лишь подходящим триггером.


НЕБЕСА. АД. СЦЕНА


Видеоряд переносит зрителя в театр уже с первых секунд: мы видим спину дирижера и массивный занавес. Затем на сцене появляется Фредди в алом плаще на вершине бутафорской скалы в окружении копошащихся тел; актеры и декорации утопают в красном свете. Что скрывается в скале, публика узнает чуть позже… Инфернальная картинка, созданная режиссером Дэвидом Маллетом в 1985 году для сингла Made in Heaven с одноименной сольной пластинки Меркьюри, построена на отсылках к «Весне священной» Стравинского и «Божественной комедии» Данте. Театральный антураж был воссоздан в павильоне и повторял интерьер Королевской оперы. Учитывая, что это лишь часть клипа, получается условность «в кубе». Но разве шоу имеет пределы для человека, рифмующего «свою роль в истории» с «отданной душой»?

(НЕ)СОСТОЯВШИЙСЯ ДУЭТ


Песня Under the Pressure стала бойким хитом благодаря Дэвиду Боуи: именно он придумал знаменитый басовый рифф, пока вместе с участниками Queen импровизировал на студии в Монтрё. Композиция вошла в альбом Hot Space 1982 года, но никогда не звучала в совместном исполнении: говорят, двум великим вокалистам (и актерам) было тесно на одной сцене. В обзор мы включили видео с концерта памяти Меркьюри. Компанию Боуи составила уже Энни Леннокс, но легкий налет театральности никуда не исчез.

BARCELONA С МОНСЕРРАТ КАБАЛЬЕ


 В 1987 году сбылась давняя мечта Меркьюри: спеть со знаменитой оперной дивой Монсеррат Кабалье. Для совместной работы двух мировых звезд нашелся достойный повод: Барселона, родной город Кабалье, был выбран столицей Летних Олимпийский игр 1992 года. Спустя год из грандиозного сингла вырос целый альбом, оказавшийся, по мнению некоторых критиков, куда менее удачным из-за слишком большой дистанции между оперой и поп-музыкой. Сама песня прозвучала на олимпийских стадионах, но Меркьюри этого уже не услышал. 

поиск