Второй уикенд подряд фильм «Богемская рапсодия» Брайана Сингера, повествующий об истории группы Queen, занимает лидирующие позиции в мире по кассовым сборам. Мы решили не упустить повод и вспомнить о ярчайших примерах театральности в творчестве этих классиков британского рока и их харизматичного лидера.
BOHEMIAN RHAPSODY
«Это реальность? / Это всего лишь фантазия?» — первые строчки «Богемской рапсодии» стали бы самым подходящим эпиграфом к истории Queen. Этот шестиминутный сингл 1975 года, доводящий арт-рок до предела разумного, балансирующий на грани несуразицы и шедевра, оказался для британской группы мощнейшим стартовым импульсом и впоследствии обязательным эстетическим референсом. Особое место в ткани «рапсодии» занимает театр. В этой «ложной опере», как называл ее сам Меркьюри, мелькают Скарамуш из комедии дель арте и Фигаро из оперы Россини (чередуясь с Галилео Галилеем и Вельзевулом). Кроме того, знаменитый клип, созданный для продвижения сингла и альбома A Night at the Opera (!) в целом, открыл новую эру музыкальных видео — отныне это полноценная художественная форма с мощнейшим маркетинговым потенциалом.
Парнем, который «несет балет в массы», прослыл Фредди Меркьюри в 1977 году. Тогда это не было комплиментом. В период, когда в западной музыке во всю бушевал панк, лидер Queen неосмотрительно поведал об эстетизации рок-н-ролла в интервью журналу NME, не питавшему никакой любви к музыкальному эстеблишменту. Результатом стал крайне язвительный материал и надолго испортившиеся отношения Queen с прессой. Впрочем, это не помешало группе осуществить замысел с поразительной самоуверенностью. На видео того же года Фредди в чудаковатом трико победно вскидывает руку и поет We are the Champions, ставшую вечным стадионным гимном.
Публику, пришедшую на благотворительный гала-концерт в театр London Coliseum 7 октября 1979 года, ждал большой сюрприз. В какой-то момент на сцене в окружении артистов труппы Королевского балета появился сам Фредди Меркьюри. Одетый в блестящий обтягивающий костюм, он не только спел Bohemian Rhapsody и Crazy Little Thing Called Love, но и стал центральной фигурой в плотной, энергичной хореографии Уэйна Итлинга. Такая феерия на стыке жанров потребовала жертв. «Это было убийственно. После двух дней [репетиций] я был в агонии. Болели даже те места на теле, о существовании которых я не подозревал», — признавался Меркьюри.
С Королевским балетом Лондона связан еще один головокружительный эпизод в истории Queen. На второй минуте клипа 1984 года на песню I Want to Break Free Меркьюри появляется в образе фавна из знаменитого балета Вацлава Нижинского. Вместе с артистами труппы в пятнистых трико он погружается не то в ритуал, не то в вакхический пир, с нарочитой театральностью поставленный Уэйном Итлингом. В том же видео участники группы успевают перенестись в шахту и примерить на себя образы домохозяек. Подобное могли позволить себе только Queen, а название композиции послужило лишь подходящим триггером.
НЕБЕСА. АД. СЦЕНА
(НЕ)СОСТОЯВШИЙСЯ ДУЭТ
BARCELONA С МОНСЕРРАТ КАБАЛЬЕ