20 октября 2019
Сегодня
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
  • Ноябрь
07.10.2019
«Дягилев. Причал гениев»: видеоарт на фасаде Пермской оперы

Первый фестиваль «ПРОСВЕТ» пройдет в Перми 12—13 октября. На этот период известные российские видеохудожники своими световыми работами преобразят знаковые городские площадки. В частности, петербургская студия illuminarium3000 представит на фасаде нашего театра мультимедийное шоу «Дягилев. Причал гениев». Мы поговорили с одним из основателей студии Юрием Пелиным о том, как превратить классический фасад в фантазийное пространство и почему работа за пределами столиц часто оказывается привлекательнее. 

Lfozi24o.jpeg
Юрий Пелин. Пресс-фото


Ваше мультимедийное шоу посвящено жизни Сергея Дягилева. Какие достижения импресарио послужили для вас отправными точками в работе?

Мы были рады приглашению сделать шоу для Перми — города, где вырос Дягилев. С этим местом связано его детство, история семьи, в том числе вклад его деда в строительство театра, на фасад которого будет проецироваться работа.

Сегодня он известен как новатор русской культуры; человек, открывший миру выдающихся артистов, художников, музыкантов. Впоследствии то, что Дягилев вынес в выставочные залы и на театральную сцену, стало частью передовой западной моды. Неслучайно наша проекция получила название «Дягилев. Причал гениев».

Стоит также отметить, что мы не выстраиваем документальную историю. Шоу складывается из насыщенного, но достаточно абстрактного ряда образов, вдохновленных жизнью Дягилева. Они дополнены небольшим текстом и темами из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского — гениальной музыки, на мой взгляд.

Так театр словно превращается в самого импресарио. В ходе шоу мы слышим его голос и видим на фасаде картины, рождаемые его сознанием. Наблюдая за проекцией мыслей, чувств, замыслов Сергея Дягилева, зритель может вступить с ним в воображаемый диалог. 

  • «Дягилев. Причал гениев». Фрагмент шоу
  • «Дягилев. Причал гениев». Фрагмент шоу
  • «Дягилев. Причал гениев». Фрагмент шоу
  • «Дягилев. Причал гениев». Фрагмент шоу
  • «Дягилев. Причал гениев». Фрагмент шоу
  • «Дягилев. Причал гениев». Фрагмент шоу
  • «Дягилев. Причал гениев». Фрагмент шоу
  • «Дягилев. Причал гениев». Фрагмент шоу
  • «Дягилев. Причал гениев». Фрагмент шоу
Одна из главных особенностей выбранного вами жанра — трансляция на объемные фигуры и поверхности. Чем в этом смысле специфичен фасад Пермской оперы? С какими сложностями вы столкнулись?

Так как мы в прошлом архитекторы и имеем большой опыт 3D-мэппинга, серьезных трудностей не возникло. У пермского театра классический фасад, поэтому мы подобрали для него классический образ (хотя другие художники нередко действуют иначе, сознательно противопоставляя видеоряд архитектуре здания).

Судя по таймингу вечера, показ вашей работы продлится 10 минут, но, очевидно, даже такая непродолжительная проекция требует кропотливой подготовки. Какие временные, технические, финансовые, интеллектуальные ресурсы необходимы в данном случае?

На самом деле непосредственно шоу продлится чуть более 3 минут. Вообще, для 3D-мэппинга хронометраж в 5 минут — верхняя граница, за пределы которой авторы выходят крайне редко.

Для такой небольшой инсталляции необходимы значительные ресурсы: в среднем месяц подготовки, команда из 10-11 человек, от режиссера до видео- и саунд-дизайнеров. Например, к работе над проектом «Дягилев. Причал гениев» мы привлекли Михаила Нестерова, который добавил электронных эффектов в «Жар-птицу» Стравинского.


Что изначально послужило импульсом к появлению illuminarium3000?

В прошлом лично я работал режиссером городских мероприятий и в какой-то момент начал пробовать световые инсталляции вместо традиционных декораций. 

Когда мы организовали студию illuminarium3000, то решили продолжить эту тему и заниматься 3D-мэппингом на максимально высоком уровне. Мы хотим утвердить красоту света и формы (в том числе, те неординарные колористические решения, что часто отмечают в наших работах) в российском дизайне. Мне кажется, эта задача по-прежнему актуальна.

Сегодня вы сотрудничаете с самыми разными институциями, от театров до корпораций. Где для вас проходит граница между видеоартом и видеодизайном? Если расширить вопрос, то как, будучи художником, вы ищете компромисс между собственной идеей и запросом «заказчика»?

В любом случае, разработка концепции шоу остается за нами: заказчик не вмешивается в эти вопросы. illuminarium3000 для нас бизнес-проект, источник дохода прежде всего. Однако будучи видеодизайнерами, мы реализуем собственные идеи.  Стремимся быть открытыми широкой аудитории, делать вещи, которые могут быть понятны каждому. В этом смысле граница между искусством и дизайном становится для нас чрезвычайно подвижной. 

Видеопроекции на фасады Москвы и Санкт-Петербурга уже закрепились в культурной повестке столиц, в том числе благодаря фестивалю «Круг света». Насколько в этом смысле отстают крупные города в регионах?

Могу с уверенностью сказать: они порой опережают столицы! Мы чувствуем колоссальный интерес к нашей работе в российских регионах. К тому же если власти в Москве и Санкт-Петербурге формулируют стандартные задачи, то в других городах люди готовы к экспериментам. 


Насколько сегодня российские видеохудожники известны и востребованы в мире? 

Они находятся на вершине как минимум по свежести взгляда, смелости идей, мощи исполнения. В частности, нас приглашают делать шоу по всему миру, от Монако до Индии.

При этом в сфере 3D-мэппинга развито международное сотрудничество. На фестивалях мы охотно общаемся, обмениваемся опытом с командами из других стран. Очень часто талант и профессионализм стирают национальные границы. Если ты классный художник, становится не так важно, откуда ты. 

Интервью: Павел Катаев

поиск