23 января 2021
26 января 2021
05 февраля 2021
06 февраля 2021
07 февраля 2021
10 февраля 2021
12 февраля 2021
13 февраля 2021
14 февраля 2021
16 февраля 2021
17 февраля 2021
20 февраля 2021
26 февраля 2021
27 февраля 2021
Журнал
  • Январь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
  • Февраль
11.12.2020
Моцарт-пророк. Пермская опера готовится к премьере «Дон Жуана»
В Пермском театре оперы и балета 17 и 18 декабря состоится премьера: зрители увидят знаменитую оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» в постановке режиссера Марата Гацалова и дирижера Артема Абашева. На пермской сцене история о герое-любовнике, его женщинах и возмездии превращается в драму о порядке и хаосе, а сам Моцарт оказывается пророком нашего времени.

«Дон Жуан» как «Криминальное чтиво», «Дон Жуан» как «Казанова», «Дон Жуан» как «Теорема»… Какие только приключения ни переживал этот сюжет за два с лишним века кинотеатральной истории! Либертин, романтик в поиске идеала, бунтарь, гений чувственности, усталый циник, смутный объект желания — главный герой «оперы опер» менял личины как перчатки.

Снова и снова актуализируя, деконструируя и переосмысляя один из ключевых мифов Нового времени, театр словно бы проверял его на прочность — так что под воздействием всех этих операций материал «Дон Жуана» устал и потерял эластичность: к началу XXI века оптимальным форматом сценического воплощения оперы Моцарта казалось концертное исполнение. Любая попытка предложить сегодня очередную театральную трактовку «Дон Жуана» почти неизбежно обречена на провал: поставить оперу Моцарта — значит выстроить объективную модель мира, но в современной реальности с ее тотальной относительностью всего и вся, с ее невозможностью увидеть цельную картину происходящего вокруг эта задача кажется невыполнимой. 

Но что будет, если пересмотреть привычные взаимоотношения музыки и сцены, отказавшись от самой идеи театральной интерпретации? Что будет, если позволить зрителю сконцентрироваться на «веселой драме» музыки Моцарта, инициировав его воображение и воспламенив его способность к критическому суждению? Новый «Дон Жуан» Пермской оперы — попытка ответить на эти вопросы. 

Марат Гацалов, режиссер постановки, главный режиссер Пермского театра оперы и балета:
«Бог умер» — содержание «Дон Жуана» вполне можно было резюмировать этой канонической фразой Ницще. Ее аллегорией у Моцарта становится убийство Командора — героя, олицетворяющего собой привычный порядок, структуру. Дон Жуан же, напротив, это в первую очередь энергия первозданного хаоса, жизни, творчества, воображения.

Репетиция_Марат Гацалов_Фото Андрея Чунтомова.jpg
Марат Гацалов
Фото: Андрей Чунтомов


Работая над спектаклем, мы часто вспоминали не только Ницше, но и Достоевского. Оба они предупреждали о том, что наступает новое время, разрушающее старую картину мироздания. Вскоре привычная структура мира действительно оказалась поверженной, роль мужчины как отца и как мастера рассыпалась — сегодня мы по-прежнему живем в этой парадигме, столь красноречиво описанной в «Дон Жуане». Опера Моцарта в том числе и о том, что человечество до сих пор не преодолело этот кризис.

Над спектаклем под руководством режиссера Марата Гацалова и дирижера Артема Абашева работает команда постановщиков: автор визуальной концепции и сценограф Моника Пормале (Латвия), художник по видео Ася Мухина, художники по свету Алексей Хорошев и Рудольфс Балтиньш (Латвия), хормейстер Евгений Воробьев и драматург Дмитрий Ренанский. 

Артем Абашев, музыкальный руководитель постановки, главный дирижер Пермского театра оперы и балета:
Для меня «Дон Жуан» стоит особняком не только в творчестве самого Моцарта, но и во всем оперном искусстве. Это одно из самых значимых музыкальных произведений. В нем всё изумительно выстроено драматургически. И для меня как для дирижера самая главная задача — вникнуть в эту драматургию и следовать тому пути, которому следовал композитор, когда писал музыку. В этом сочинении композитор опередил свое время более чем на сто лет. Его музыка гораздо прогрессивнее эпохи, в которую была написана. Для меня «Дон Жуан» — это скорее сочинение эпохи модернизма, и мне важно, чтобы зритель, приходя в театр, услышал Моцарта прогрессивного.

Репетиция_Артем Абашев_Фото Андрея Чунтомова.jpg
Артем Абашев
Фото: Андрей Чунтомов


Премьеру нового «Дон Жуана» в Пермском театре оперы и балета предваряют две встречи:

12 декабря (сб), 16:00—17:30
«Дон Жуан»: история интерпретации оперы
Вместе с куратором, театроведом и музыкальным критиком Дмитрием Ренанским поговорим об истории интерпретации оперы «Дон Жуан», новом спектакле Пермского театра оперы и балета и роли драматурга в музыкальном театре.
 
13 декабря (вс), 16:00—17:00
Встреча с оперным артистом Аскаром Абдразаковым
Аскар Абдразаков не нуждается в представлении — карьера солиста говорит сама за себя. На встрече мы поговорим о выступлениях на самых известных мировых площадках (включая сцену Пермского оперного), о новом назначении (в сентябре 2019 года Аскар возглавил Башкирский театр оперы и балета) и о двойничестве Дон Жуана и Лепорелло.



Чтобы спектакли и симфонические концерты могли проходить с участием зрителей, театр предпринимает строгие меры безопасности и работает по рекомендациям Роспотребнадзора. Пермская опера благодарит врачей за их самоотверженную работу и просит зрителей быть осторожными и внимательными по отношению друг к другу, чтобы их усилия не пропали даром. #СпасибоВрачам
поиск