Тексты Время чтения: 5 мин

Алексей Родионов: «Пространство должно быть вне конкретного времени и социальной маркировки». Интервью

Алексей Родионов: «Пространство должно быть вне конкретного времени и социальной маркировки». Интервью

 

Видео в спектакле «Замок герцога Синяя Борода» — один из главных инструментов, которым пользуется режиссер Евгения Сафонова. Как проходил процесс съемок для постановки? Как выбирались локации, чем они вас привлекли?

Мы с Евгенией Сафоновой уже работали вместе: в БДТ выпустили спектакль «Бесчестье» по одноименному роману Кутзее. Как тогда, так и теперь — съемкам предшествовал период обсуждения, поиска визуальных координат и выбора оптики восприятия.

Локации подбирались по принципу единства фактуры и интеграции в общий визуальный контекст. У нас есть главный принцип в работе — пространство должно существовать вне конкретного времени и социальной маркировки. Кадры должны уже быть в голове до того, как я приезжаю на место съемки. Хотя, конечно, пространство всегда вносит свои коррективы, что может быть иногда даже в плюс.

Довольно часто приходилось снимать с секундомером, потому что каждый кадр-сцена должен строго соответствовать определенной части оперы. В этом смысле процесс съемок для театра, и оперы в частности, отличается от съемок в кино: здесь изначально другая темпоральность, кадры-сцены являются пазлами в общей системе постановки, и если попытаться смонтировать из них фильм, то ничего не получится.

К каким референсам вы обращались для работы над «Замком герцога Синяя Борода»: что-то из живописи, кино или других источников?

Предпочту не отвечать прямо на этот вопрос, поскольку мы тогда сразу соскальзываем в зыбкую область сравнения или отождествления, а мне хотелось бы говорить об авторской интерпретации. Могу сказать только, что референсы на первых порах могут навести на правильную мысль, но не более того. Работая в кино, я столкнулся с такой проблемой: некоторые специалисты мыслят не самостоятельно, а уже готовыми образами, созданными другими, зачастую не утруждая себя какой-то мало-мальски вдумчивой переработкой образа в соответствии с сущностью текущего произведения, которое создается здесь и сейчас, в уникальных условиях, конкретным художником, автором. Это похоже на формальное пересобирание одного и того же конструктора. Иногда при просмотре того или иного современного фильма я ловлю себя на мысли, что где-то это уже видел, те же паттерны, но в другой сборке — ощущение вторичности и потерянного времени. А творческий процесс, он всегда в текущем моменте, через который постигаются реальность и бытие. Как любит повторять мой учитель и друг Валентин Самарин: «Всё единственно и абсолютно». И я с ним полностью согласен.

Поделитесь, пожалуйста, техническими приемами, которые вы использовали для этой работы.

Технические приемы зависят от конкретной задачи для конкретной съемки. Всегда что-то приходится придумывать. В опере «Замок герцога Синяя Борода» это развитие методологии, которая рождалась при создании спектакля «Бесчестье». И в целом переход Евгении от драматического театра к музыкальному — а именно: к опере — кажется мне вполне закономерным. Но это не означает, что мы делали всё так же. Общее, скорее, — это взгляд на пространство и время в кадре, на явления вне их исторического, социального и даже культурного контекста. Это как попытка тактильно ощутить нечто непосредственное и изначальное. Отсюда и выбор крупности, и выбор оптики, фактуры, цвета… Мы работали с водой, огнем, землей и камнем и, конечно, с пластикой, усилием человеческого тела.

Как долго вы работаете в театре? Чем работа с театральным материалом отличается от других проектов?

Изначально я режиссер документального кино (чем занимаюсь и сейчас). Уже потом совершенствовался как оператор-постановщик. И в этом качестве выступил в опере «Замок герцога Синяя Борода» — моей третьей театральной работе. Первыми двумя были спектакли в БДТ «Ничего этого не будет» Романа Михайлова и «Бесчестье» Евгении Сафоновой. В настоящий момент работаю над третьим игровым полным метром Михайлова «Отпуск в октябре». Так что театр и кино у меня — 50 на 50.

С самого начала было очевидно, что экран в театре не должен показывать ни видео-арт, ни визуальный дизайн (как это часто бывает), ни кино. Он не должен иллюстрировать или перетягивать внимание на себя. В то время как в кино экран тотален — там другие принципы восприятия и методы сборки. Видеоформа внутри спектакля или оперы, являясь частью общей партитуры, интегрируется в пространство сцены — с ее темпоритмом и в пределах ее условности.

Главная Журнал Алексей Родионов: «Пространство должно быть вне конкретного времени и социальной маркировки». Интервью