18 апреля 2024
Сегодня
19 апреля 2024
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    18
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
24.06.2019
Чем опасна «Свадьба Фигаро»

В преддверии показов «Свадьбы Фигаро» в постановке Филиппа Химмельманна предлагаем вам почувствовать себя частью венской публики 1780-х годов. Поставьте себя на место аристократа-охранителя и прочтите воображаемую памятку о том, чем вредна нашумевшая опера Моцарта, представленная всего за три года до Великой французской революции. 

Jean-Honoré_Fragonard_009.jpg   
Жан-Оноре Фрагонар. Задвижка, 1777 / Wikimedia Commons


Сомнительная репутация авторов

Никто из тех, кто причастен к созданию оперы, не вызывает доверия. В основе сюжета «Свадьбы Фигаро» — одноименная пьеса дерзкого насмешника Пьера Бомарше, которая ранее уже была запрещена к постановке в Вене. Авторы оперы пообещали смягчить этот текст, да только можно ли им доверять? Лоренцо Да Понте — вольнодумец, распутник, приятель Джакомо Казановы, к тому же почти не имеющий опыта в написании либретто. Вольфганг Амадей Моцарт — молодой и подающий надежды композитор, который, к счастью для него, пользуется расположением императора Иосифа II, но одного «Похищения из сераля» для прочной славы в Бургтеатре недостаточно. В конце концов, музыкальных талантов при австрийском дворе хватает: Сальери, Паизиелло, Мартин-и-Солер…         

Непристойные намеки

Сюжет целиком построен на любовных интригах — в них так или иначе замешаны все герои, от Графа Альмавивы до презренного Керубино. Но этот невоздержанный маскарад, в котором так мало нравственной чистоты, заканчивается для участников благополучно: виновники лишь признают свои ошибки, счастливо избегая серьезного наказания. Некоторые фрагменты звучат возмутительно сами по себе: взять хотя бы арию Графини «Dove sono» или эпизод с подготовкой к брачной ночи в первом акте.

Музыкальные вольности

Моцарт смешивает оперу-сериа и оперу-буффа. Площадной смех чередуется у него с высоким чувством, игривая сцена с фразой «Pace, pace, mio dolce tesoro», — с трогательной «Contessa, perdono». Музыка сложна, стремительна, нарочито эффектна и требует от исполнителей больших усилий. При этом опера наполнена певучими, по-настоящему заразительными мелодиями. «Свадьба Фигаро» претендует на слишком широкий резонанс, что особенно тревожно, учитывая, какой посыл она несет в себе.

painting-mythology-french-revolution-ART-ancient-history-christmas-decoration-65072-wallhere.com.jpg   
Неизв. мастер. Покорители Бастилии перед ратушей Отель-де-Виль, 14 июля 1789 года / Magnolia Box


Призывы к нарушению общественного порядка

Заглавный герой — простой слуга, который обводит вокруг пальца своего хозяина. Порочный Граф то и дело остается в дураках, например, в одном из эпизодов идет на свидание к переодетому Керубино. Герои из низких сословий вообще оказываются едва ли не главными на сцене: с благородными их уравнивает разве что положение обманывающих и обманутых в общем фарсе. Это нарушает все границы! Общественные приличия попраны, что особенно опасно в нынешней ситуации.     

Раскачивание лодки

Хотите, чтобы было как во Франции? Там вольнодумцев хватает, а их вредные книжки уже одурманили всю Европу. Просвещенные и милосердные государи готовы пойти навстречу, но всему есть предел. Пожалуй, император Иосиф был слишком мягок к господам Моцарту и Да Понте: в Вене «Свадьба Фигаро» так взбудоражила публику, что аплодисменты не утихали, а потом в Праге на каждом углу насвистывали мелодии из оперы. Как бы чего не вышло.

Словом, подумайте несколько раз, прежде чем услышать «Свадьбу Фигаро» 29 и 30 июня. 

поиск