Самые авторитетные эксперты в области музыкального искусства сходятся во мнении: конец июня нужно провести… в Перми. Это — самый восточный город Европы, расположенный примерно в тысяче километров от Москвы, а еще место, где родился знаменитый импресарио Сергей Дягилев, и где уже в десятый раз в этом году пройдет международный Дягилевский фестиваль. Почему на него едут знатоки и любители музыки со всего мира, рассказал художественный руководитель Пермского оперного театра Теодор Курентзис.
— Теодор, программа фестиваля сформирована и озвучена, но, как вы оцениваете, каким получился фестиваль в этом году?
— В этом году мы как всегда представляем очень разные музыкальные направления и разные жанры. Будет старинная музыка в интерпретациях бельгийского ансамбля Graindelavoix, французского Le Poème Harmonique и пермского хора musicAeterna. Будут изысканные авторские прочтения романтической музыки от Томаса Цейтмайера, Каролин Видман и Алины Ибрагимовой. Продолжим исследования звука с Антоном Батаговым и возможностей классической оперы с Робертом Уилсоном. Будет новая версия классического «Лебединого озера» и непредсказуемый современный танец Сиди Ларби Шеркауи.
Вообще-то, чтобы увидеть всех этих людей, нужно сходить на пять фестивалей и не в России, а здесь они все собраны в одном месте. Здесь за неделю можно получить очень большую дозу впечатлений и эмоций. По содержанию, по значимости имен Дягилевский фестиваль — лучший фестиваль в России. Более того, можно совершенно смело говорить, что это уже явление мировой культуры. Вся музыкальная элита: ведущие музыканты, режиссеры и критики из Германии, Англии, Франции едут сюда. Для Европы этот фестиваль уже стал must-see.
— Если, скажем, у человека есть возможность побывать только на одном событии, что бы вы ему посоветовали?
— Сложно советовать что-то другое, когда в программе заявлена премьера «Травиаты» в постановке Роберта Уилсона — выдающегося американского режиссера, отца современного театра. Его не затмить. Но на «Травиату» уже нет билетов. Так что предлагаю обратить внимание на мировую премьеру оперы для хора Tristia Филиппа Эрсана. На фестивале мы ее представим в концертном исполнении. Это очень важное музыкальное событие. Но вообще, конечно, все проекты этого фестиваля — мои детища, поэтому я одинаково трепетно отношусь к каждому. Все, какие успею, хочу посмотреть.
— Программа предназначена скорее для продвинутого зрителя или будет восприниматься и широкой аудиторией?
— То, что мы предлагаем, это очень качественные, тщательно отобранные вещи, это все — авторская, уникальная работа. Но в то же время я не могу сказать, что фестиваль — это какое-то закрытое событие для элитарной публики. Тем более что и публика становится все более искушенной и взыскательной. Я это чувствую по реакции, по тому, как нас тепло принимают, по тому, какой ажиотаж вызывают те события, которые мы предлагаем. Раньше многие наши проекты воспринимались с недоумением, от нас требовали классические произведения и традиционную подачу. То, к чему приучила зрителей музыкальная и исполнительская традиция 60-х годов. Эту эстетику они считали единственным возможным набором выразительных средств. Сейчас представления людей о красоте намного шире. И мы даем им свободу выбора — выбора музыкального направления, формы, точки зрения.
— Как зрителю подготовиться к восприятию той музыки, которую предложит фестиваль?
— Чтобы подготовиться, нужно много раз послушать шестую симфонию Малера, которую мы будем играть на закрытии, потому что это очень сложное произведение. К остальному готовиться не нужно. Можно просто почитать об исполнителях, потому что это гиганты мировой культуры, и, если кто-то не знает этих имен, пожалуй, стоит заранее поинтересоваться. А кому интересны методы театра, новые техники, возможности интерпретации и просто проговорить о том, что происходит сейчас в искусстве, можно прийти на лекции и мастер-классы. Мы подготовили очень достойную образовательную программу.
— Вы большое значение придаете образовательной составляющей фестиваля. Почему для вас это так важно?
— Потому что, на мой взгляд, очень важно не только показать произведение, но и объяснить, что происходит. Мы всегда стараемся очень близко подойти к зрителю и сделать его соучастником. Поэтому каждый концерт — это эксперимент еще и с точки зрения организации пространства и подачи. Как, например, наши знаменитые piano-gala, когда нет никаких стульев, зрители лежат на подушках в полной темноте и слушают прекрасную музыку.
Я не буду рассказывать, что еще мы задумали сделать в этом году, иначе будет неинтересно. Но будет много неожиданностей, потому что мы специально уходим от рутины, от скучных форм и монотонного звучания. Если мы удивим зрителя, он проснется, он будет думать и по-новому посмотрит и на музыку, и на другие привычные вещи, которые окружают его в жизни. Очень хочется, чтобы это произошло, и чтобы город и люди в результате стали красивее. Поэтому мы готовим не законсервированный продукт, а свежую пищу для души и ума. Но новое не всегда воспринимается легко. Так что вовсе не обязательно, что все, что мы покажем, понравится зрителю. Но точно никто не останется равнодушным. Мы обещаем, что всем будет интересно.