В музыке XIX века доктор Фауст стал полноправным французским подданным. «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза определенно превосходит по известности оперу «Фауст» Людвига Шпора и даже «Фауст-симфонию» Франца Листа, а возглавляет список музыкальных историй об ученом-чернокнижнике и его отношениях с дьяволом, конечно, «Фауст» Шарля Гуно.
Не удивительно, что знаменитая опера в значительной степени определила то, как сложилась жизнь фаустианского мифа в кинематографе — ближайшем родственнике оперного театра. Не удивительно и то, что путь Фауста в кино начался именно во Франции.
Жорж Мельес, зачинатель фантастического кино, в последние годы романтического столетия успел снять три фильма на фаустианскую тему. Самый ранний из них — «Кабинет Мефистофеля» (1897) — к сожалению, не сохранился (как и многие другие фильмы Мельеса), а вот две следующих ленты в целости дошли до наших дней и позволяют увидеть Фауста на заре кинематографа.
Киноэкранный «Фауст» оказался тесно связан с музыкой, пусть это и кажется парадоксом, когда речь идет о немом кино, а его сюжет трактовался по Гуно, а не по Гёте.
В первом из дошедших до нас фильмов Мельеса «Фауст и Маргарита» (1897) та же завязка, что в опере: Фауст желает молодости ради любви, а не знания. Та же ироничная серенада Мефистофеля под балконом Маргариты (Мельес в кадре едва не рвет струны мандолины, демонстрируя издевательский тон своего персонажа). Та же дуэль Фауста и Валентина и тот же финал, в котором Фауст стремится быть с Гретхен, но беспощадный Сатана увлекает его в ад, а душа Маргариты возносится на небо.
«Фауст и Маргарита» (1897), Жорж Мельес
Продолжение приключений Фауста у Мельеса называется La Damnation de Faust (1898) — так же в оригинале называется драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. Однако название фильма принято переводить как «Гибель Фауста» (можно встретить ту же картину под названием Faust aux enfers — «Фауст в аду»). Чуткие любители раннего кино неспроста скомпоновали звуковое сопровождение фильма как раз из фрагментов музыки Берлиоза — из четвертой части «Осуждения Фауста». Знаменитые мельесовские спецэффекты вроде вспышек пламени и дыма, полетов, исчезновений и фантастических чудовищ очень созвучны спецэффектам Берлиоза — неожиданным звонам и грохоту ударных, реву медных, свисту флейты-пикколо и внезапным оглушающим диссонансам. Впрочем, есть версии и с музыкой из пятого действия «Фауста» Гуно: по сюжету фильм Мельеса действительно ближе к Вальпургиевой ночи из этой оперы, так как большую часть экранного действия в аду составляют балетные номера прекрасных сильфид, ведьм и прочих инфернальных сущностей в масках.
Данное видео больше недоступно.
«Урок Фауста» (1994), Ян Шванкмайер
В качестве музыкального сопровождения Шванкмайер избирает фрагменты первого действия оперы Гуно и даже выводит Фауста-актера на театральную сцену. Фауст произносит монолог с отчаянным воззванием к Сатане, но музыка обрывается в том такте, где является Мефистофель: вместо продолжения оперы Шванкмайер «разрешает» монолог Фауста в визуальное действие и выводит в кадр глиняную голову Мефистофеля — именно так Сатана представлен в фильме. Большую же часть музыки в «Уроке Фауста» составляет пасторальный женский хор из первого акта: под него печально бродят по улицам постсоциалистической Праги ее жители, под него во время оперного представления вполне мельесовские балерины убирают сено в поле (ступая пуантами по грязи), под него же идут финальные титры. Этот фрагмент оперы действует на зрителя как дримкор картинки: нечто навязчивое, необъяснимо жуткое и неправильное, только усугубляющее общую духоту и абсурдность происходящего.
Присутствие Фауста в кино не ограничивается этими фильмами, здесь представлены лишь некоторые сюжеты, не оставляющие сомнений в том, какую роль в этом направлении сыграла опера Гуно.
Текст: Юлия Шолонич-Искуссникова