Фауст
Либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре по мотивам одноименной легенды и трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте
Опера написана в 1869 году, в данной сценической версии впервые представлена в Перми в 2021 году
Исполняется на французском языке с русскими титрами
Триллер и психологическая драма одновременно — режиссер Василий Бархатов возвращает легенду о Фаусте в дискуссионно-философское поле.
Оперу «Фауст» на сюжет первой части одноименной трагедии Гёте композитор Шарль Гуно задумал в 21 год, а закончил, когда ему исполнился 51. За это время замысел сочинения менялся, как и его форма: от комической оперы с разговорными диалогами до лирико-драматической с мелодическими речитативами и балетной сценой «Вальпургиева ночь».
Распространенная в Германии средневековая легенда повествует о докторе Фаусте, продавшем ради любви свою душу дьяволу. Но в отличие от литературного первоисточника, в опере Гуно она разворачивается не в философском ключе, а лирико-бытовом. Главный герой поглощен не столько размышлением о смысле жизни или познанием истины, сколько желанием испытать любовь во всей ее полноте.
«По формуле Бархатова „Фауст“ Гуно — слишком „романтизированная“ и „красивая“ музыка для „жуткого“ текста Гёте и его коллег-либреттистов, — пишет критик Юлия Бедерова. — Ключевое слово здесь „жуткое“. Как настоящий наследник русского психологического оперного театра от Покровского до Чернякова, Бархатов следует заветам буквально и „идет от партитуры“, то есть в прямом смысле бежит от ее „романтизма“ и „красоты“, стараясь приблизиться к „жути“ и выстроить драматургическую конструкцию на основе текста либретто».
В спектакле персонажи раздваиваются, предстают в новых ролях, по-другому трактуются; реплики, изначально присущие одним, отданы другим героям. Понадобилось купировать несколько музыкальных фрагментов, после чего новый сюжет встал как влитой.
В карьере Василия Бархатова пермская постановка стала его первой и долгожданной работой в России после многолетнего перерыва. Над премьерой работали его постоянные соавторы — сценограф Зиновий Марголин и художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили.
Краткое содержание
Действующие лица:
Молодой Фауст
Старый Фауст
Мефистофель
Маргарита
Валентин
Вагнер
Зибель
Марта
Доктор Фауст Шверляйн отмечает свой юбилей в кругу семьи, друзей и деловых партнеров. Внезапно на праздник врывается банда в масках во главе с Мефистофелем по прозвищу «Майор». Преследуемый чувством мести за погибшую сестру Маргариту, «Майор» предлагает Фаусту подписать чистосердечное признание в доведении до самоубийства.
Старый Фауст вины не признает. Тогда «Майор» запирает ресторан изнутри и начинает приводить одно доказательство за другим. Ему помогает в этом Молодой Фауст — возлюбленный Маргариты: он надевает на себя вещи доктора и разыгрывает сцены его общения с девушкой.
По плану захватчиков, дочь Фауста должна ответить за грехи отца: Молодой Фауст поступает с ней так же, как Старый Фауст — с Маргаритой. Девушку опаивают наркотическими средствами и заставляют примерить на себя роль погибшей.
Атмосферу накаляют проясняющиеся подробности и Зибель с бомбой на поясе…
Постановщики
Дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Художник-постановщик
Хормейстер-постановщик
Художник по костюмам
Художник по свету
Ассистент режиссера