05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Октябрь
    04
  • Ноябрь
  • Декабрь
16.05.2020
Хозяйка Медной горы в иллюстрациях, в театре и кино
Главные герои и темы бажовского эпоса во все времена вдохновляли художников на создание произведений изобразительного искусства, спектаклей, фильмов и анимационных работ. Бажов, не дав подробных описаний Хозяйки Медной горы в тексте, предоставил, тем самым, художникам карт-бланш. Однако в иллюстрациях Хозяйка изображается, как правило, только в двух ипостасях, обозначенных автором, — «холодная» красавица и ящерица с короной на голове.

2.jpg

Иллюстрация к сказу «Горный мастер», художник О. Коровин (слева)
Скульптурная композиция «Хозяйка Медной горы» в Екатеринбурге, установлена в 2009 году (справа)


В разное время ее внешний облик трансформировался, но неизменным оставался зеленый (малахитовый) цвет ее одежд. Для изданий 1940—1950-х характерно прочтение образа в ключе реалистической школы с национальным русским колоритом и редкими вкраплениями финноугорских мотивов (А. Кудрин, оформил первое издание; Е. Гилева, О. Коровин, М. Шировский, Н. Кочергин и др.). В 1970-х Хозяйка приобретает восточные черты внешности, напоминая Шемаханскую царицу (В. Назарук).

1.jpg
Хозяйка Медной горы, художник В. Назарук (слева)
Иллюстрация к сказу «Горный мастер», художник Н. Кочергин (справа)


В современной графике художники пытаются избавиться от временных и национальных рамок, делая образ Хозяйки универсальным (Е. Шурлапова). Тем самым сближая ее с родственными персонажами мировой мифологии (Венера, Золотая баба, Девка-Азовка, Царица золотой шахты и т. д.) и порой наделяя героиню демоническими качествами.

Образ Хозяйки Медной горы интересовал и театральных деятелей — в первую очередь уральских. Так, в 1939 году состоялась премьера спектакля для детей «Малахитовая шкатулка» на сцене свердловского ТЮЗа, чуть позже представил свою версию местный театр кукол. В 1941-м композитор А. Фриндлер написал по мотивам сказов Бажова партитуру «Горная сказка», а в 1944-м на либретто И. Келлера — музыку к балету «Каменный цветок», пользовавшемуся огромной популярностью у зрителей Свердловского театра оперы и балета. В 1949-м постановка была перенесена на сцену Пермского театра оперы и балета.

Фильм-сказка А. Птушко «Каменный цветок» (приз за цветовое решение на Каннском международном кинофестивале, 1946; Сталинская премия, 1947) стал первым в нашей стране полнометражным цветным фильмом. В нем Хозяйка (Т. Макарова) предстает величественной хранительницей богатств и тайного знания истинного искусства.

13_3.jpg
Кадр из фильма «Каменный цветок», 1946; режиссер А. Птушко
Данила-мастер — В. Дружников, Хозяйка Медной горы — Т. Макарова


А вот для композитора К. Молчанова сочинение оперы «Каменный цветок» было пробой пера в большом жанре, но скорее неудачной. В 1950 году премьера его оперы в московском Театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко прошла практически незамеченной.

Самым известным музыкальным произведением для сцены стал балет «Каменный цветок» С. Прокофьева. Композитор вместе со своей женой М. Мендельсон-Прокофьевой и балетмейстером Л. Лавровским написали либретто на основе пяти сказов («Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка»). Премьера балета, первоначально под названием «Сказ о каменном цветке», состоялась в Большом театре в 1954 году. Центральный персонаж — Хозяйка Медной горы — был воплощен в танце М. Плисецкой. Ее Хозяйка была то сказочно-таинственной, то неприступно-каменной, то величественной, то веселой и лукавой. Русская красавица-лебедь вдруг становилась гибкой и изворотливой ящерицей.

Спустя несколько лет к партитуре Прокофьева обратился Ю. Григорович. Образ Хозяйки Медной горы заинтересовал хореографа как воплощение противоречивых начал: царицы и женщины, внутренней холодности и стремления к любви. На премьере 1957 года в Кировском (Мариинском) театре оперы и балета главную партию исполнила А. Осипенко. В 1959-м Григорович перенес свой балет на сцену Большого театра и частично переписал партию Хозяйки под М. Плисецкую.

3.jpg
Г. Мезенцева в партии Хозяйки Медной горы в балете «Каменный цветок» С. Прокофьева,
хореограф Ю. Григорович, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (слева)

Хозяйка Медной горы, статуэтка из частной коллекции (справа)


Несколько анимационных фильмов по бажовским сказам снял режиссер-мультипликатор Свердловской киностудии О. Николаевский — «Медной горы Хозяйка» (1975), «Малахитовая шкатулка» (1976), «Каменный цветок» (1977). Их отличал новый для тех лет прием комбинированной съемки, когда наряду с кукольными героями в мультфильме использовались натурные заставки. В режиссерском триптихе особенно выделяется Хозяйка из «Каменного цветка». Прием соединения живого и кукольного позволил режиссеру показать два разных мира: мир камня и его хранительницы, которую сыграла актриса Т. Юшкова, и мир человека, пытающегося познать тайну гор, но на экране — деревянной куклы.

Создатель первого советского фильма ужасов «Вий», режиссер К. Ершов в 1976-м снял картину «Степанова памятка». В его трактовке Хозяйка предстает земной женщиной, лесной ворожеей по имени Ксения. Лукавая и веселая в начале картины, с развитием сюжета она становится задумчивой и печальной, лесным духом, предопределяющим судьбу мастера Степана и его дочери Танюши.

В наше время интерес к Бажову не утрачивается. В 2007 году американская писательница-фантаст М. Лэки в своей книге Fortune’s Fool прибегла к образу Хозяйки Медной горы для создания персонажа, напоминающего могучего духа или своенравную колдунью подземного царства.

15_3.jpg
Актриса И. Апексимова в роли Каменной Княжны в фильме «Книга мастеров», 2009; режиссер В. Соколовский


Одно из последних обращений к сказам Бажова — сказка В. Соколовского «Книга мастеров», первый фильм американской студии Уолта Диснея, снятый в России. Здесь злодейка Каменная Княжна — реплика одновременно Хозяйки Медной горы, злой Королевы из сказки о Белоснежке и Сарумана из «Властелина колец» — героиня с непростой судьбой: изначально положительный персонаж, она переходит на сторону зла, но в финале вспоминает о своей доброй природе.

Текст: Ирина Архипенкова
поиск