Главные герои и темы бажовского эпоса во все времена вдохновляли художников на создание произведений изобразительного искусства, спектаклей, фильмов и анимационных работ. Бажов, не дав подробных описаний Хозяйки Медной горы в тексте, предоставил, тем самым, художникам карт-бланш. Однако в иллюстрациях Хозяйка изображается, как правило, только в двух ипостасях, обозначенных автором, — «холодная» красавица и ящерица с короной на голове.
Иллюстрация к сказу «Горный мастер», художник О. Коровин (слева)
Скульптурная композиция «Хозяйка Медной горы» в Екатеринбурге, установлена в 2009 году (справа)
В разное время ее внешний облик трансформировался, но неизменным оставался зеленый (малахитовый) цвет ее одежд. Для изданий 1940—1950-х характерно прочтение образа в ключе реалистической школы с национальным русским колоритом и редкими вкраплениями финноугорских мотивов (А. Кудрин, оформил первое издание; Е. Гилева, О. Коровин, М. Шировский, Н. Кочергин и др.). В 1970-х Хозяйка приобретает восточные черты внешности, напоминая Шемаханскую царицу (В. Назарук).
Хозяйка Медной горы, художник В. Назарук (слева)
Иллюстрация к сказу «Горный мастер», художник Н. Кочергин (справа)
В современной графике художники пытаются избавиться от временных и национальных рамок, делая образ Хозяйки универсальным (Е. Шурлапова). Тем самым сближая ее с родственными персонажами мировой мифологии (Венера, Золотая баба, Девка-Азовка, Царица золотой шахты и т. д.) и порой наделяя героиню демоническими качествами.
Образ Хозяйки Медной горы интересовал и театральных деятелей — в первую очередь уральских. Так, в 1939 году состоялась премьера спектакля для детей «Малахитовая шкатулка» на сцене свердловского ТЮЗа, чуть позже представил свою версию местный театр кукол. В 1941-м композитор А. Фриндлер написал по мотивам сказов Бажова партитуру «Горная сказка», а в 1944-м на либретто И. Келлера — музыку к балету «Каменный цветок», пользовавшемуся огромной популярностью у зрителей Свердловского театра оперы и балета. В 1949-м постановка была перенесена на сцену Пермского театра оперы и балета.
Фильм-сказка А. Птушко «Каменный цветок» (приз за цветовое решение на Каннском международном кинофестивале, 1946; Сталинская премия, 1947) стал первым в нашей стране полнометражным цветным фильмом. В нем Хозяйка (Т. Макарова) предстает величественной хранительницей богатств и тайного знания истинного искусства.
Кадр из фильма «Каменный цветок», 1946; режиссер А. Птушко
Данила-мастер — В. Дружников, Хозяйка Медной горы — Т. Макарова
А вот для композитора К. Молчанова сочинение оперы «Каменный цветок» было пробой пера в большом жанре, но скорее неудачной. В 1950 году премьера его оперы в московском Театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко прошла практически незамеченной.
Самым известным музыкальным произведением для сцены стал балет «Каменный цветок» С. Прокофьева. Композитор вместе со своей женой М. Мендельсон-Прокофьевой и балетмейстером Л. Лавровским написали либретто на основе пяти сказов («Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка»). Премьера балета, первоначально под названием «Сказ о каменном цветке», состоялась в Большом театре в 1954 году. Центральный персонаж — Хозяйка Медной горы — был воплощен в танце М. Плисецкой. Ее Хозяйка была то сказочно-таинственной, то неприступно-каменной, то величественной, то веселой и лукавой. Русская красавица-лебедь вдруг становилась гибкой и изворотливой ящерицей.
Спустя несколько лет к партитуре Прокофьева обратился Ю. Григорович. Образ Хозяйки Медной горы заинтересовал хореографа как воплощение противоречивых начал: царицы и женщины, внутренней холодности и стремления к любви. На премьере 1957 года в Кировском (Мариинском) театре оперы и балета главную партию исполнила А. Осипенко. В 1959-м Григорович перенес свой балет на сцену Большого театра и частично переписал партию Хозяйки под М. Плисецкую.
Г. Мезенцева в партии Хозяйки Медной горы в балете «Каменный цветок» С. Прокофьева,
хореограф Ю. Григорович, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (слева)
Хозяйка Медной горы, статуэтка из частной коллекции (справа)
Несколько анимационных фильмов по бажовским сказам снял режиссер-мультипликатор Свердловской киностудии О. Николаевский — «Медной горы Хозяйка» (1975), «Малахитовая шкатулка» (1976), «Каменный цветок» (1977). Их отличал новый для тех лет прием комбинированной съемки, когда наряду с кукольными героями в мультфильме использовались натурные заставки. В режиссерском триптихе особенно выделяется Хозяйка из «Каменного цветка». Прием соединения живого и кукольного позволил режиссеру показать два разных мира: мир камня и его хранительницы, которую сыграла актриса Т. Юшкова, и мир человека, пытающегося познать тайну гор, но на экране — деревянной куклы.
Создатель первого советского фильма ужасов «Вий», режиссер К. Ершов в 1976-м снял картину «Степанова памятка». В его трактовке Хозяйка предстает земной женщиной, лесной ворожеей по имени Ксения. Лукавая и веселая в начале картины, с развитием сюжета она становится задумчивой и печальной, лесным духом, предопределяющим судьбу мастера Степана и его дочери Танюши.
Актриса И. Апексимова в роли Каменной Княжны в фильме «Книга мастеров», 2009; режиссер В. Соколовский
Одно из последних обращений к сказам Бажова — сказка В. Соколовского «Книга мастеров», первый фильм американской студии Уолта Диснея, снятый в России. Здесь злодейка Каменная Княжна — реплика одновременно Хозяйки Медной горы, злой Королевы из сказки о Белоснежке и Сарумана из «Властелина колец» — героиня с непростой судьбой: изначально положительный персонаж, она переходит на сторону зла, но в финале вспоминает о своей доброй природе.
Текст: Ирина Архипенкова