26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
26.05.2020
Клавдия Кудряшова: неповторимая Кармен



«Чтобы найти самый верный штрих, обрести на сцене свободу творчества, надо всё делать со словом "очень". …Не выстрадаешь роль, и в спектакле — фальшь. Плодотворно только чрезмерное. Умеренное, вялое — никогда»
Клавдия Кудряшова, «Высокое слово — театр», 1980

1.jpg
Клавдия Кудряшова, солистка Пермской оперы с 1960 по 1987 год. Портрет 1970 года (слева)
Марина Мнишек – Клавдия Кудряшёва. «Борис Годунов» Мусоргского, постановка 1965 года (справа)


Примадонна Пермской оперы (да не прозвучит это именование с излишним пафосом) в 1960—70-е годы Клавдия Кудряшова полной мерой вокального мастерства и артистического темперамента одарила зрителей и коллег. В течение двадцати семи лет она выходила на сцену в волнующих, противоречивых образах зарубежной и отечественной оперной классики, советской оперы, выступала с программами камерной музыки, эстрадными песнями перед заводскими рабочими, военными, работниками колхозов и совхозов, студентами и школьниками. Порядка пятидесяти партий меццо-сопранового репертуара вобрала в себя творческая судьба Кудряшёвой. Не каждая была любима певицей, но каждая была «выстрадана» и выпестована ею, становясь частью не только профессионального, но личного опыта.

«Самыми трудными из своих «коронных» партий меццо-сопрано Кудряшова считает Турандот и Кармен. Принцесса и цыганка. Без дара перевоплощения не сделать такие роли. Певица вспоминает, что, работая над образом Кармен, она замучила и Нину Дьяченко, которая танцевала цыганку в балете и согласилась консультировать певицу. Бывало и так: жара, все отдыхать идут, на пляж, а Кудряшова с кастаньетами работает, ведь важно, чтоб в такт все звучало, и чтоб руку ставить по-цыгански, а не как в гопачке, и чтоб юбка «ходила», как надо…»
Кармен живет на Компросе, 2003

2.jpg
Борис Афанасьев, Клавдия Кудряшова, Тамара Бобошко, Зенаида Палли, Владимир Елин, Ольга Захарова. 1968 год (слева)
Ольга — Клавдия Кудряшёва. «Евгений Онегин» Чайковского. Постановка Белорусского театра оперы и балета, Минск (по центру)
Уля Громова — Клавдия Кудряшёва.  «Молодая гвардия» Мейтуса. Постановка Белорусского театра оперы и балета, Минск (справа)


Клавдия Кузьминична приехала в Пермский театр оперы и балета по приглашению — вернее, приглашениям, ненавязчивым, но многочисленным и настойчивым — главного режиссера театра Иосифа Келлера в 1960 году. Приехала в волнении и, возможно, с сомнением, оставляя в прошлом почти десять лет работы в Минском Республиканском театре оперы и балета, ставшем для певицы alma mater ее профессионального мастерства, успешным началом творческой карьеры. Приехала в Пермь наудачу, потому что звали, ждали, обещали блестящие партии в лучших классических операх и поиск нового героя в операх современных. И все обещанное, как ни странно, для Клавдии Кудряшовой сбылось. По крайней мере, безудержного творчества, без пауз и простоев, хватило на двадцать семь лет.

«Имя Клавдии Кузьминичны Кудряшовой всегда было в центре внимания, и на протяжении своей артистической судьбы она познала многое. И триумфы премьерных спектаклей, и снисходительно-вежливую реакцию зрительного зала, когда со всей ясностью ощущала — на этот раз театр не сумел взять высоту. И хотя публика умела отделить успех кудряшовой от не совсем удавшегося спектакля, …Та понимала — она была и остается членом коллектива, и, будучи народной артисткой советского союза, в первую очередь является артисткой Пермской оперы. Мы знаем, что взлет театра, названного домом чайковского, лабораторией советской оперы, приходится на 60–70-е годы — то самое время, когда одно художественное открытие теснило другое, …Когда закладывалась крепкая эстетическая платформа на долгие годы вперед. тот период, когда как бы не существовало режиссеров, дирижеров, артистов, существовали — имена: Ходес, Келлер, Афанасьев, Кудряшова, Попов, Дроздова, Богданов… Уникальные судьбы каждого и неделимая судьба театра. …Именно в этом театре взошла звезда Кудряшовой, именно этого театра заветы она принесла в сегодняшний день, оставаясь первой среди равных»
Правда чувств, 1986

3.jpg
Рангони — Владислав Акимов. Марина Мнишек — Клавдия Кудряшова. «Борис Годунов» Мусоргского, постановка 1965 года (слева)
Графиня — Клавдия Кудряшова. Томский — Константин Витвицкий. «Пиковая дама» Чайковского, постановка 1959 года (по центру)
Полина — Клавдия Кудряшова. «Пиковая дама» Чайковского, постановка 1959 года (справа)


Нельзя и, возможно, неправомерно выделять лучшие из спетых ею партий или самые трудные, или самые в эмоционально-интеллектуальном плане «затратные». Каждая партия требовала пристального к себе внимания: любимые Турандот, Кармен, Иоанна, Азучена, Амнерис и нелюбимая Княгиня («Чародейка»). Когда всю «пылкость чувств» бережешь для сцены, когда партнеру по спектаклю приходится оказывать медицинскую помощь, потому что, играя Кармен, по-настоящему кусаешь его за палец (как вспоминает Кудряшёва об одном из гастрольных спектаклей), когда во время отдыха в тишине, занимаясь домашними делами, пропеваешь про себя ту или иную партию, говорить в сравнительных степенях о созданных ролях не приходится. Все они сливаются в единый поток творчества, и каждая из них — первая среди равных.

«…Ее героический голос, знающий беспредельную вокальную свободу. Многоцветная палитра тембра, в которой она черпает тончайшей лирики краски, делающие еще более выразительным, проникновенным мощное звучание ее меццо-сопрано. Наконец, особого свойства сценический темперамент, благодаря которому слово и музыка, интонация и пластический жест столь безраздельно и органично слиты, что рождается тот самый оперный стиль, в котором открытая условность существования определяется наивысшей мерой — правдой чувств»
Правда чувств, 1986

Мазепа---Любовь---Кудряшова.jpg
Андрей — Владислав Хоружев. Любовь — Клавдия Кудряшова.
«Мазепа» Чайковского, постановка 1963 года.


«В репертуаре её — все меццо-сопрановые партии в операх великого композитора  (кроме «Иоланты»). Пожалуй, ни одна певица в мире не имеет таких заслуг в претворении на сцене всего оперного цикла Чайковского… По признанию Кудряшовой, Чайковский с его высочайшим искусством психологического портрета, с его принципиальными требованиями «верности тона», «характера», художественного чувства меры» стал для нее постоянной, бессрочной школой реалистической оперной сцены»
Труд и праздник, 1975

орлеанская-дева-(2).jpg
Жанна д’Арк — Клавдия Кудряшова.
«Орлеанская дева» Чайковского, постановка 1969 года.


«Огромную трудность для исполнения представляет главная партия оперы — Иоанны д’Арк. Здесь нужны особые художественно-выразительные средства. Сложность работы над этой партией еще заключалась и в том, что она написана и для высокого меццо-сопрано, и для низкого драматического сопрано (другая исполнительница этой партии …Эльвира Шубина обладает как раз таким драматическим сопрано). Вокальная партия чрезвычайно трудна, и первое время в процессе разучивания я часто приходила после репетиций без голоса, даже говорить не могла… Сейчас я, конечно, испытываю невольное волнение перед гастролями в Москве — как-то встретит нас зритель? Как оценить самую трудную и близкую мне партию?» 
Из беседы с Клавдией Кудряшовой, 1970


— …Сольфеджио я сдала на «два», марксизм-ленинизм — на «два», что-то там еще тоже на «два». Только по вокалу поставили «пять». Подходит ко мне старенький профессор, которого все боялись, и говорит: деточка, у вас прекрасный материал (голос, то есть), но ему нужна химическая чистка, мы вас берем. Целыми днями я  занималась, а в выходные Виктор водил меня по музеям. С утра и до вечера. Какие объятия и поцелуи? Ничего подобного. Сплошное общение с искусством…

— А как же молодость и пылкость чувсв?
— Пылкость чувств я переживала, когда пела. Я  почувствовала свой голос и свои возможности. Это — как полет. Необъяснимые ощущения. Вскоре мы поженились, и я быстро поняла, что наш союз — дружба, взаимопонимание — все, что угодно, только не любовь. Дальше — распределение в Минск. Родилась дочка. Я металась между ребенком и театром. Нужно было осваивать репертуар. И, пока в театре все было хорошо, о личном думать было некогда. Сцена дарила блеск, эмоции, счастье.

—  Именно в Минске вы получили звание заслуженной артистки России и народной артистки Белоруссии, вам давали возможность гастролировать — все шло прекрасно.
— Прекрасно лет десять. Позже произошли разные большие и маленькие события, один за другим ушли два моих лучших партнера, и мне попросту не с кем стало петь. Образовалась вынужденная пауза, и я вдруг поняла — надо бежать, уезжать, менять свою жизнь. Срочно. Иначе будет поздно.

— Но почему Пермь? Далекий уральский город…
— Тогда Пермский оперный процветал. …Я спела здесь «Кармен» для пробы и была поражена — публикой, шквалом любви… 
Здесь были все спектакли, в которых я  могла раскрыть свой голос. Только в Пермь! Собрала чемоданы, не раздумывая. Министр культуры Белоруссии вызывал на ковер, грозил лишить всех званий. Виктор не пускал, распаковывал чемоданы. Я уезжала не одна — с дирижером Минской филармонии Борисом Афанасьевым.

—  Который потом много лет дирижировал оркестром Пермского оперного театра и при котором театр процветал.
—  Афанасьев — прекрасный музыкант. Работать с ним было одно удовольствие. У нас обоих оказалась одна проблема и одна и та же цель — возможность заниматься музыкой на более высоком уровне. Мы мечтали об этом в Минске. Уезжали за город, в лес, бродили и строили планы. Новый город, новый театр, новая жизнь.

Из беседы с Клавдией Кудряшовой, 1998

«Вот уже три месяца изо дня в день, в репетиционных классах, на сцене, во всем театре царит гордая испанка Кармен. Мой каждый день начинается со слов: что я положила сегодня на алтарь Кармен? Это — не суесловие. Это — смотр своих сил, который обязан делать актер, приступая к работе над образом. Но меня обуревают сомнения: идущие чередой годы не проходят бесследно для исполнителя, и он должен быть честен как перед собой, так и перед искусством»
Клавдия Кудряшова о работе над образом Кармен в постановке 1974 года

4.jpg
Клавдия Кудряшова в партии Кармен. «Кармен» Жоржа Бизе


поиск