26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
23.03.2023
«Летучий голландец» в Перми: Рихард Вагнер, русский композитор

На сцену Пермского театра оперы и балета после многолетнего перерыва возвращается музыка Рихарда Вагнера — продолжаются репетиции новой постановки оперы «Летучий голландец». Спектакль, над которым работают режиссер Константин Богомолов, дирижер Филипп Чижевский и художница Лариса Ломакина, будет впервые представлен 1, 2, 4 и 5 апреля. 


DSC_4882.jpg

Фото: Никита Чунтомов


По имеющимся на сегодня данным, музыка Рихарда Вагнера впервые прозвучала на пермской сцене в 1972 году, когда под управлением дирижера Бориса Афанасьева состоялась премьера оперы «Лоэнгрин». «Летучий голландец» возвращался в Пермский театр оперы и балета дважды: в 1994 году постановку оперы осуществили режиссер Георгий Исаакян и сценограф Дмитрий Черняков, в 2013 году концертное исполнение произведения провел дирижер Томас Зандерлинг.

В год 180-летия со дня мировой премьеры «Летучего голландца» над новой постановкой оперы вместе с командой молодых певцов работают режиссер Константин Богомолов, дирижер Филипп Чижевский и художница Лариса Ломакина.

Константин Богомолов, режиссер-постановщик:

— Когда в 2021 году, вскоре после премьеры «Кармен», мы обсуждали с театром продолжение сотрудничества, среди других названий я предложил «Летучего голландца». С одной стороны, очень хотелось поработать с музыкой Вагнера, а «Голландец» — самое адекватное, самое правильное для Пермской оперы название, идеально вписывающееся в объем сцены и зала. Одновременно после «Кармен» было интересно сделать шаг в сторону русского репертуара — а Вагнер, как ни парадоксально, для меня самый русский из западных композиторов. Причем куда более русский, чем, например, тот же Чайковский с его европеизированностью, западничеством. В «Голландце» впервые звучит та народная, национальная тема, из которой потом выйдет «Кольцо нибелунга» — ее-то и хотелось препарировать глубинным русским пространством. Конечно, сам бог велел заниматься этим в центре страны, на пересечении Востока и Запада — в смысловой точке координат, которая была так важна для Вагнера. 

Филипп Чижевский, дирижер-постановщик:

— Мне показалось важным рискнуть, исполнив глубокую, философскую, но такую горячечную, страстную партитуру с очень молодыми певцами. Большинство из них дебютируют не только в «Голландце», но и в принципе в вагнеровском репертуаре: интересные по-человечески и по-музыкантски, сложные, рефлексирующие артисты, со своими внутренними спорами и противоречиями — а значит, я убежден, способные выдать ту экспрессию, на которую рассчитывал в 1841 году 28-летний Рихард Вагнер. 

К премьере спектакля приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» — публичной программы Пермского театра оперы и балета. Состав и формат событий «Лаборатории» поддерживает новаторский дух грядущей постановки. 23 марта в баре «Совесть» (Ленина, 44) пройдет DJ-лекция «Кабинет музыки: Вагнер» — Александр Рябин и Богдан Королек, два резидента Урал Оперы, встанут за диджейский пульт, чтобы в свободной форме играть музыку и рассказывать о ней. Гостям вечера будет предложено послушать как «Голландца», так и музыку, современную ему, поговорить о приключениях Рихарда Вагнера и капитане корабля, обреченном на вечные скитания в поисках любви. Плейлист, как обещают авторы, подбирается путем свободных ассоциаций вокруг определенной темы — этот жанр можно назвать академическим стендапом.

26 марта в культурном пространстве «Часовой завод» программный директор Пермской оперы Дмитрий Ренанский покажет фрагменты ключевых спектаклей мировой вагнерианы, обязательных к просмотру — и существенно расширяющих контекст восприятия премьеры «Летучего голландца» в Перми: от «Зигфрида» Йосси Вилера и Серджо Морабито и «Гибели богов» Петера Конвичного до «Парсифаля» Дмитрия Чернякова и «Лоэнгрина» Ханса Нойенфельса.

27 марта в Частной филармонии «Триумф» дирижер Пермского театра оперы и балета Иван Худяков-Веденяпин расскажет о «Летучем голландце» в контексте немецкой романтической оперы.

2 апреля в Частной филармонии «Триумф» Антон Гетьман проведет паблик-ток «Поверх барьеров. Театральная копродукция как художественная политика». Директор театра Новая Опера расскажет об истории практики совместных постановок на зарубежной и отечественной сцене — а также о прецеденте, который создает «Летучий голландец» в Перми: спектакль Константина Богомолова станет первой совместной постановкой двух крупных отечественных музыкальных театров — Пермского театра оперы и балета и Новой Оперы. 

Возрастная категория 16+

 

 

поиск