В Пермском театре оперы и балета продолжаются репетиции программы шедевров хореографии конца ХХ века — «Свадебки» Иржи Килиана и The Second Detail Уильяма Форсайта. Над возобновлением спектаклей работают представители Kylian Productions и Forsythe Productions — Эльке Шеперс и Филип Тейлор («Свадебка») и Ноа Гелбер (The Second Detail). Первые показы программы пройдут 18, 19 и 20 февраля.
«Свадебка» — хореографические сцены с пением и музыкой, написанные Игорем Стравинским на народные тексты из собрания Петра Киреевского. История «Свадебки» началась в 1912 году, когда Стравинский задумал хоровую кантату на тексты русских обрядных песен. Однако к реализации замысла он приступил лишь в 1914-м. «По мере развития замысла мне становилось ясно, что это не будет драматизацией свадьбы или сопровождением к сценическому спектаклю с описательной музыкой. Вместо того я хотел представить подлинный обряд путем прямого цитирования народного, то есть не-литературного стиха», — писал композитор. Эта мысль заставила Стравинского обратиться к фольклорным сборникам Киреевского. Премьера «Свадебки» в постановке Брониславы Нижинской, хореографа Ballets Russes Сергея Дягилева, с большим успехом прошла в 1923 году в парижском Théâtre de la Gaîté. Впоследствии к партитуре Стравинского обращались многие хореографы, однако, пожалуй, самого громкого успеха добился Иржи Килиан, в 1982 году поставивший «Свадебку» в Nederlands Dans Theater (NDT I).
Филип Тейлор, репетитор-постановщик балета «Свадебка»:
— «Свадебка» Килиана самобытна. Иржи нашел способ сочетать музыкальный пласт с танцевальным так, чтобы они не перекрывали друг друга, а переплетались, рождая новый образ, нечто большее. В программках NDT в строке «жанр» значится «Маленькая сумасшедшая свадьба» — и это лучше всего отражает суть постановки Килиана. Танцовщики, исполняющие хореографию Килиана, должны в первую очередь обладать высоким градусом энергии и силы духа. Я имею в виду не ту энергию, которую переживает артист внутри себя, а те волны и импульсы, которые он через движения посылает в зал.
Не ученик Джорджа Баланчина, но его творческий последователь, развивший в собственном ключе идею чистого танца, Уильям Форсайт — живая балетная легенда. Своих главных успехов американец Форсайт добился в Европе. С 1984 по 2004 год он возглавлял труппу Франкфуртского балета, создав ей репутацию одной из ведущих в мире. The Second Detail Форсайт сочинил в разгар своего франкфуртского периода в карьере, в начале 1990-х. 14 танцовщиков в лаконичных небесно-голубых костюмах под изобретательный синтетический бит голландца Тома Виллемса, постоянного соавтора Форсайта, иллюстрируют излюбленный прием хореографа — внезапное зарождение движения в разных группках танцевального ансамбля и многовариантное противопоставление их друг другу. Пермская постановка The Second Detail в 2012 году стала премьерой этого балета в России.
Ноа Гелбер, репетитор-постановщик балета The Second Detail:
— Форсайт очень любит классический балет, обожает. Хотя некоторые критики называют его «антихристом в балете». Но они ошибаются — на самом деле Форсайт пришел не разрушать классику. Он усовершенствовал то, что досталось в наследство от Петипа и Баланчина. Он взял знакомые движения и добился еще большей их зрелищности. Например, арабеск у него стал еще интереснее, ярче. Форсайт не музейный хранитель, а современный художник. Балет The Second Detail изначально был частью вечера, в котором второй постановкой стояла The Loss of Small Detail («Потеря маленькой детали»). Каждый, кто видел эту программу, отмечал разительный контраст частей: первая базировалась в основном на классических балетных движениях, а вторая была исследованием неявных движений, таких как: несфокусированный взгляд, наклон головы, полуоборот корпуса, разнонаправленность движений отдельных частей тела. Постановка была задумана как смесь хореографии и импровизации. Переходом к ней служит финал The Second Detail — это дверь в другой мир, более обширно исследовавшийся во второй половине программы.
Возрастная категория — 12+