Реж. Саймон Брук
Франция — Великобритания — Италия, 2012
Лента о прославленном английском режиссере Питере Бруке, снятая его сыном. Детально фиксируя процесс репетиции, фильм разворачивается вокруг придуманного Бруком упражнения «Канат», которое позволяет актеру раскрыть собственный творческий потенциал в заданной системе координат. За десятилетия практики упражнение выросло в особый вид трансформации, приближающей сценическую условность во вторую реальность, «реальность каната».
Как это обычно бывает, самое сложное — сделать просто. Брук строит упражнение на базовых ощущениях собственного тела и пространства вокруг, подключенных к «чистому воображению». Попробуй пройтись по канату так, будто он реально существует; попробуйте в группе сосчитать до 20 так, будто каждый реально знает, чья теперь очередь. На одной репетиции в эти (не)хитрые процессы оказываются одновременно вовлечены люди разных культур. Двигаясь то под ритм тамтама, то под серенаду Шуберта, актеры методично выращивают «живой театр».
Как фильм связан с театральным контекстом?
Последние полвека Питер Брук открывает все новые варианты развития сценических практик. Начинавший с шекспировского театра еще в 1940-х годах, со временем Брук существенно расширил поле своих режиссерских поисков. В 50-х он ставил оперу «Саломея» Рихарда Штрауса в декорациях Сальвадора Дали, а в 60-х — пьесу «Марат/Сад» Питера Вайса, вдохновленную «театром жестокости» Антонена Арто.
В 1970 году Питер Брук основал в Париже вместе с Мишелин Розан Международный центр театральных исследований (с 1974 года располагающийся в театре «Буфф дю Нор»), в котором начал заниматься творческими экспериментами на стыке разных дисциплин, жанров и культур. Вместе с пестрой командой артистов Брук ищет универсальные, понятные на любом языке нарративы и смыслы, превращая, например, древнеиндийский эпос «Махабхарата» в постановку и мини-сериал.
Зачем это публике Пермской оперы?
Методика Питера Брука созвучна «бедному театру» Ежи Гротовского, в событиях которого — интерактивных, пропитанных эмоциональным вовлечением — вы могли не раз участвовать на Дягилевском фестивале. Кроме того, работа Брука с канатом как пространственным детерминантом, разворачивающим артиста в новых для него направлениях, имеет немало общего с тем, что делала Анна Абалихина на своих пластических занятиях в солистами Пермской оперы при подготовке спектакля «Закрой мне глаза».
Реж. Якуб Ягн
Чехия, 2016
Документальная фиксация одного сезона в центре «Уотермилл», где выдающийся театральный художник Роберт Уилсон ежегодно собирает полсотни молодых авторов для совместных творческих опытов. В течение 50 дней участники лаборатории работают с кинорежиссером Джимом Джармушем, композитором Филипом Глассом, архитектором Даниэлем Либескиндом, инди-дуэтом CocoRosie и другими не менее ценными для мирового искусства персонами. Фильм сфокусирован на том, как на эту работу проецируется художественная философия Роберта Уилсона.
Сквозь леса, овеянные каким-то уитмановским духом; через выкрашенные в белое помещения самого центра, где что ни стул, то инсталляция; в сопровождении лаконичных интервью и ломаных звуковых ландшафтов, Якуб Ягн осторожно подбирается к главному вопросу: что такое «Уотермилл»? Люди искусства с самым разным бэкграундом, от актрисы из Руанды до режиссера из Словении, вовлекаются в неторопливое коллективное деяние, при случае отзываясь о Бобе Уилсоне с восхищенным придыханием. В определенный момент режиссер оставляет без монтажа статичный общий план, в котором Уилсон в окружении понимающих участников просто молчит на протяжении трех минут. Из таких картинок постепенно и складывается цельный образ центра и его создателя.
Как фильм связан с театральным контекстом?
Переоценить значение Роберта Уилсона для театрального контекста сложно. В том числе потому, что с 1970-х годов он определяет этот контекст — на правах не столько интегрированного элемента, сколько внешнего, очень самодостаточного, даже инертного фактора. Уилсон, всегда бравший на себя роли не только режиссера, но и художника по свету, дизайнера декораций, реквизита, грима, создал собственный герметичный стиль и особый тип театрального мышления.
Уилсон не идеолог, но визионер постдраматического театра. Его работы, от постановок «Эйнштейна на пляже» Филипа Гласса и «Мадам Баттерфлай» Джакомо Пуччини до «Сонетов Шекспира» на музыку Руфуса Уэйнрайта и «Страстрей по Адаму» на музыку Арво Пярта, давно обрели статус культовых, но назвать их классическими язык не поворачивается. Переводящий актерское в холодно функциональное, отказывающийся от подражания жизни в пользу предельной условности, Уилсон если и создал канон, то не такой, что поддается декодированию и адекватному заимствованию. Тем любопытнее, чему и как могут научиться молодые художники в «Уотермилле».
Зачем это публике Пермской оперы?
В 2016 году опера Джузеппе Верди «Травиата», представленная в постановке Роберта Уилсона на Дягилевском фестивале, счастливо взорвала музыкально-театральную историю Перми таким же герметичным «ни до, ни после». Солисты оперной труппы и оркестр под управлением Теодора Курентзиса, равно как и вся команда театра, вышли на новый для себя уровень и создали во всех смыслах нерядовой спектакль. Три «Золотые Маски» (в том числе самому Уилсону в номинации «Работа художника по свету в музыкальном театре») — лишнее тому подтверждение.
Реж. Томмазо Моттола
Норвегия, 2017
История норвежской актрисы Гёрильд Маусет, решившейся сыграть Анну Каренину. В фильме она преодолевает колоссальный путь — чисто пространственно (добираясь по Транссибирской магистрали до драматического театра во Владивостоке) и психологически (изучая русский язык, погружаясь в литературу и философию Толстого, знакомясь с чужим для себя национальным мироощущением). Неудивительно, что роль Карениной навсегда меняет жизнь актрисы.
Как фильм связан с театральным контекстом?
Помимо очевидного: работы над сложнейшим образом, актерской кухни, путешествия вглубь чужой культуры — фильм касается самой природы театральности. Стоит ли роль, пусть даже великая, того, чтобы перекраивать собственную личность? «Я за тебя боюсь… Оно врастает в твою кожу», — говорит Гёрильд ее коллега из России о вживании в образ Анны. Поверить в это нетрудно, особенно если вспомнить историю Татьяны Самойловой — пожалуй, самую яркую и вместе с тем несчастную «Каренину» мирового кинематографа.
Зачем это публике Пермской оперы?
На первый взгляд, незачем. Однако история артиста-иностранца, оказывающегося в глубине России перед необходимостью адаптироваться к ее непростому природному и коммуникативному климату, нашему театру особенно близка. Как артисты труппы справлялись с этой задачей можно, например, почитать здесь и здесь.
Реж. Алексей Романов
Россия, 2019
Работа пермского документалиста Алексея Романова о пермском же периоде в карьере Теодора Курентзиса. Охвативший 10 лет жизни маэстро и musicAeterna, фильм описывает и, как теперь оказалось, резюмирует хронику существования одного из ярчайших феноменов с региональной пропиской и мировым значением. Отличие полноценной ленты от многочисленных интервью, статей, видеодневников заключается как раз в этой возможности своевременного ретроспективного обобщения.
Как фильм связан с театральным контекстом?
Связан в той же мере, что и его герои. Подобравшаяся близко к Курентзису и артистам театра, камера фиксирует ситуации из закулисья академической сцены. В кадре — хроника выступлений и репетиций оркестра, фрагменты интервью и разговоров в курилке, за кадром — вопросы: в чем суть метода Курентзиса? что есть дух музыки? как передать его слушателям? как определяются свобода и ответственность современного художника? Из отрывочных эпизодов пристального документального вглядывания складывается довольно цельный портрет и творческий манифест греческого дирижера с русской судьбой.
Зачем это публике Пермской оперы?
Изменило ли художественное руководство Теодора Курентзиса траекторию развития театра — вопрос риторический. Достаточно ли времени прошло, чтобы осмысливать это явление в его завершенности, вспоминать проекты последних восьми лет и подводить итоги, — пока личное дело каждого зрителя. Для тех, кому небезразлична судьба Пермской оперы, документальная лента действительно сможет стать фиксацией серьезного водораздела между одним большим пройденным этапом и началом чего-то нового.
Расписание сеансов доступно на сайте фестиваля. Билеты на показы этих и других фильмов «Флаэртианы 2019» можно приобрести в киноцентре «Премьер».
Фестиваль проходит при поддержке Итальянского института культуры в Москве, Посольства королевства Норвегия в Москве, Французского Института в России при Посольстве Франции, «Альянс Франсез-Пермь», Международного института театра (Российский центр) и Чешского центра в Москве.