Роберт Уилсон
Режиссер-постановщик, сценограф и автор светового решения
Биография
New York Times называет Роберта Уилсона «самой влиятельной фигурой в мире экспериментального театра и исследователем способов использования пространства и времени на сцене».
Родившийся в Уэйко, штат Техас, Уилсон сегодня является одним из выдающихся театральных и визуальных художников в мире. В его работах необычным образом объединяются разнообразные художественные направления: танец, движение, свет, скульптура, музыка и текст. Созданные им образы потрясают воображение своей яркостью и эмоциональным зарядом, а его постановки заслужили признание публики и критиков по всему миру.
После окончания Техасского университета в Остине и Института Пратта в Бруклине Роберт Уилсон в середине 1960-х основал в Нью-Йорке театральную компанию The Byrd Hoffman School of Byrds («Школа птиц Берда Хоффмана») и создал свои первые знаковые работы — «Взгляд глухого» (1970) и «Письмо Королеве Виктории» (1974—1975). Вместе с композитором Филипом Глассом Уилсон сочинил ставшую новаторской оперу «Эйнштейн на пляже» (1976).
Уилсон сотрудничал со многими выдающимися авторами и музыкантами, среди которых: Хайнер Мюллер, Том Уэйтс, Сьюзен Зонтаг, Лори Андерсон, Уильям Берроуз, Лу Рид и Джесси Норман. Он определил новое прочтение таких шедевров, как «Последняя лента Крэппа» Бэккета, «Мадам Баттерфлай» Пуччини, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Трехгрошовая опера» Брехта/Вайля, «Фауст» Гёте, «Басни» Жана де Лафонтена и «Одиссея» Гомера.
Графика, рисунок и скульптура Уилсона сотни раз экспонировались на индивидуальных и групповых выставках по всему миру, его работы находятся в собраниях частных коллекционеров и музеев.
Уилсон удостоен многочисленных премий, среди них — номинация на Пулитцеровскую премию, две награды Premio Ubu, «Золотой лев» Венецианской биеннале и Премия Лоуренса Оливье. Кроме того, он избран членом Американской академии искусств и литературы и отмечен Орденом Искусств и изящной словесности Франции. Роберт Уилсон является основателем и художественным директором Уотермилл-центра — лаборатории театрального искусства в Уотер Милле (Нью-Йорк, США).