Третий концерт цикла «Все симфонии Бетховена» состоится 18 января. Оркестр musicAeterna под управлением Петра Белякина исполнит Вторую, Четвертую и Восьмую симфонии венского классика.
Вторая симфония (1802), хотя, подобно Первой, и продолжает традиции Гайдна и Моцарта, полна новаторских идей. В ней отчетливо стремление к героике, монументальности, и впервые исчезает танцевальная часть: менуэт заменяется скерцо. Это первое скерцо в истории симфонии — действительно веселая шутка. Совсем простая тема предстает в самых разнообразных преломлениях, всегда остроумных, изобретательных, непредсказуемых.
Четвертая симфония (1806) — одно из редких в наследии Бетховена лирических сочинений крупной формы. Этой симфонией нередко вдохновлялись композиторы-романтики. Шуман называл ее «стройной эллинской девушкой между двумя северными исполинами — Третьей и Пятой». А по словам исследователя творчества композитора Р. Роллана, была создана «единым духом, без обычных предварительных набросков… Четвертая симфония — чистый цветок, хранящий благоухание этих дней, самых ясных в его жизни».
На создание Восьмой симфонии Бетховену понадобилось всего пять месяцев. В 1812 году композитор закончил сразу две симфонии —Седьмая появилась в мае, Восьмая в октябре. Их объединяет небольшой состав оркестра и сравнительно небольшая длительность. Однако в отличие от Седьмой, Восьмая классична и по форме и по духу: пронизанная юмором и танцевальными ритмами, она непосредственно перекликается с симфониями учителя Бетховена, Гайдна.
Следующий концерт цикла «Все симфонии Бетховена» состоится 3 апреля. Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнят «Героическую» Симфонию № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 и «Пасторальную» Симфонию № 6 фа мажор, op. 68 Завершит цикл «Все симфонии Бетховена» концерт 24 апреля. Хор и оркестр musicAeterna под управлением Масааки Сузуки исполнят последнюю симфонию композитора, Девятую.
Напомним, в этом театральном сезоне, музыканты Пермского театра оперы и балета сыграют все симфонии Бетховена. Для театра оперы и балета, который носит имя П. И. Чайковского, исполнение цикла симфоний Бетховена имеет особое значение: симфонизм Чайковского берет начало в творчестве Бетховена. Для Петра Ильича бетховенское творчество всегда оставалось высшим образцом совершенной гармонии формы и содержания, равновесия стихийно-эмоционального и рационально-организующего начала. Он писал в одном из писем князю Константину Константиновичу: «…изучая его, изумляешься, до чего у этого гиганта между всеми музыкантами все одинаково важно, все полно значения и силы и вместе с тем, как он умел сдерживать невероятный напор своего колоссального вдохновения и никогда не упускал из виду равновесия и законченности формы».