Спектакль, ставший одним из лидеров по количеству номинаций на Национальную премию «Золотая маска — 2015» среди опер, 20 февраля прозвучит на сцене Пермского театра оперы и балета. А 25 февраля опера Дмитрия Курляндского и Димитриса Яламаса впервые будет представлен столичной публике: его исполнят в рамках фестиваля «Золотая маска» на сцене театра им. Моссовета.
Опера «Носферату», ставшая предметом живого обсуждения, была отмечена 6 номинациями на Национальную театральную премию «Золотая маска» («Лучшая опера», «Лучшая работа дирижера в опере» (Теодор Курентзис), «Лучшая женская роль в опере» (София Хилл), «Лучшая мужская роль» (Тасос Димас), «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (Дмитрий Курляндский), «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Яннис Кунеллис).
Громкая премьера состоялась 13 июня 2014 года на сцене Пермского театра оперы и балета в рамках восьмого Дягилевского фестиваля. Авторы произведения, композитор Дмитрий Курляндский и либреттист, поэт Димитрис Яламас, называют «Носферату» не оперой, а «инструментально-вокальной инсталляцией». За режиссуру и хореографию взялся гуру античного театра Теодорос Терзопулос, а куратором сценографического решения постановки стал один из предводителей направления arte povera Яннис Кунеллис. В спектакле участвуют оперные певцы, драматические артисты и артисты балета из России и Греции — легендарная Алла Демидова, авангардная певица Наталья Пшеничникова, а также постоянные участники проектов Терзопулоса — София Хилл и Тасос Димас. Генеральным партнером проекта выступил московский Stella Art Foundation, известный громкими музейными проектами, а также организацией выставок в Российском павильоне на Венецианской биеннале. Накануне спектакля, 24 февраля, фонд откроет в Москве экспозицию, «Носферату. Фотовыставка к московской постановке оперы Пермского театра оперы и балета на сцене Театра имени Моссовета». Она продлится до 15 марта.
Сюжет «Носферату» не привязан к конкретной эпохе или месту, но основан на древнегреческом мифе о переходе Персефоны в царство мертвых. Авторов интересовал вовсе не призрак ночи, граф-вампир, а архетип, который, воплощая в себе глубинные человеческие страхи, одновременно и созидает, и разрушает мироздание. В спектакле речь идет о вампиризме в философском смысле — социальном, моральном, эстетическом. Носферату в данном случае аналог Аида — господин подземного мира. Три Грайи готовят Персефону к обручению с ним, постепенно лишая ее чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, а также боли и памяти.
В результате получился «пермский „Носферату“ — отчаянно смелый проект» (Новый Компаньон,17 июня 2014), по словам критиков, «не только достойный города Сергея Дягилева … но и вполне способный украсить программу ведущих театральных фестивалей Европы — от Рурской триеннале до Wiener Festwochen». (КоммерсантЪ № 103 от 19.06.2014)