Новости Время чтения: 4 мин

Классицизм vs романтизм: сражение эпох в произведениях Шуберта, Гуммеля и Мендельсона-Бартольди

16 октября состоится концерт оркестра musicAeterna Пермской оперы. В программе — произведения композиторов-современников, творивших в XIХ веке: Симфония № 5 си-бемоль мажор Франца Шуберта, Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Иоганна Непомука Гуммеля и Симфония № 4 ля мажор Феликса Мендельсона-Бартольди. Солистом выступит Жоау Морейра (труба). 

По словам куратора проекта и дирижера, Мартина Зандхоффа, концерт оркестра musicAeterna 16 октября подарит «немного летнего настроения в надвигающейся осени»: программа составлена из ярких и солнечных произведений.

Слушателям приоткроются пути, которыми шли композиторы к романтизму: в буквальном смысле музыкальные произведения стали полем битвы разных эпох. Молодые авторы, отталкиваясь от наследия классиков, цитируя их, искали собственные средства выразительности, которые отвечали бы новому времени — и новым инструментам.

Мартин Зандхофф, дирижер:

— Для меня очень интересно открывать зрителям творческий процесс: как Шуберт, например, 19-летним написавший Симфонию № 5, ищет свой собственный язык, новые краски. Легко увидеть в его творении цитаты из Моцарта, но там есть не только классицизм, но уже и черты романтизма, хорошо знакомого российской публике по произведениям Чайковского. У Шуберта в первой части этого произведения появляется плавная мелодическая линия: мотивы перетекают один в другой очень гладко, без пауз, в отличие от классической, очень структурированной манеры письма. Но при этом вторая часть симфонии, менуэт — абсолютно чистая цитата из Моцарта.

«След» Вольфганга Амадея Моцарта, оммаж ему, исследователи обнаруживают во всех ранних сочинениях Шуберта и Мендельсона-Бартольди. Связующим звеном между этими австро-немецкими авторами становится Гуммель: он был учеником Моцарта, другом Шуберта и педагогом Мендельсона.

Следуя одному из главных своих принципов, Зандхофф, стремился в процессе подготовки концерта сделать исполнение произведений максимально достоверным и убедительным — а значит, оно должно быть исторически информированным.

Мартин Зандхофф, дирижер:

— Например, «Стенвей» — прекрасный рояль, но Моцарт, когда писал свои шедевры, ориентировался в первую очередь на клавесин. До конца XVIII века трубы использовались композиторами лишь для отдельных редких звуков: из инструмента определенного строя можно было извлечь совсем немного нот. Во времена Гуммеля появилась клапанная труба, которая могла воспроизводить хроматический ряд и быть сольным инструментом. Правда, до сегодняшнего дня трубы с таким устройством не сохранились: современные имеют вентильный механизм, а не клапанный, строй и звук у них отличается, он более округлый. Но мы постараемся воспроизвести манеру игры того времени.

Финалом станет блестящая Симфония № 4 Мендельсона-Бартольди, которая носит подзаголовок «Итальянская». Это радостное и жизнерадостное произведение начинается в мажоре, а заканчивается в миноре. Но минорная тональность — лишь обязательный атрибут музыки к сальтарелло — зажигательному и быстрому итальянскому танцу.

За час до начала концерта зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию о предстоящем концерте. Ведущая — музыковед Анна Фефелова. 

Главная Журнал Классицизм vs романтизм: сражение эпох в произведениях Шуберта, Гуммеля и Мендельсона-Бартольди