Новости Время чтения: 8 мин

Интервью с Анной Касьян

Анна Касьян

Француженка армянского происхождения, оперная дива Анна Касьян приехала в Пермь, чтобы сыграть в двух операх: «Кармен» — 14 сентября, и «Так поступают все женщины» — 25, 26, 27 и 28 сентября. Анна рассказала «Малине», как однажды пела для леопарда, чем ей понравился Пермский оперный театр, и ради чего она уже сейчас готова вновь приехать в Пермь. 

— Анна, что вы знали о Перми до того, как приехали сюда?

— Я знала, что Пермь — это город, где вырос великий человек Сергей Дягилев. Было какое-то общее представление, но, конечно, не детальное. Сейчас я впервые по-настоящему знакомлюсь с Пермью, театром и людьми. И пока что мне все здесь нравится.

— Пермь — город индустриальный. Можно ли при первом взгляде на него понять, что здесь публика так увлечена театром?

— У каждого города свои сюрпризы. Мое выступление в роли Микаэлы в «Кармен» здесь встретили очень тепло. Теперь остается дождаться второй постановки — премьеры «Так поступают все женщины», где я в первом составе пою партию Деспины, а во втором — партию Фьордилиджи.

Пока же я могу сказать, что Россия, конечно, известна своими культурными достижениями и любовью к классической музыке. Мне кажется, в какой бы российской глубинке мы ни оказались, все равно встретим искренних ценителей и знатоков искусства. Потому что музыкальность у россиян в крови. Россия — это страна, где всегда все пели. О русской душе знают не только в странах ближнего Зарубежья, но и в Европе, и за океаном.

— И все-таки зритель, который был на «Кармен» 14 сентября, и который придет на премьеру оперы Cosi fan tutte («Так поступают все женщины») Моцарта 24 сентября, отличается от индийского махараджи или членов бельгийской королевской семьи, перед которыми вы выступали. Расскажите об этих ваших необычных концертах.

— О, это были разные истории, каждая по-своему увлекательная! В Индии я выступала по приглашению махараджи, и он очень просил меня исполнить Петра Чайковского. Казалось бы, индиец, человек из другого мира, а любит русскую музыку. Он просил обязательно включить в программу сцену письма Татьяны к Онегину из оперы Чайковского, захотел несколько романсов Сергея Рахманинова, а еще Джоаккино Россини и французскую музыку. Меня это очень удивило и тронуло. Я никогда не забуду тех слез, которые выступили на глазах зрителей во время моего пения. Русские люди должны гордиться тем, что их музыку любят и почитают повсюду на планете. Это очень красивая и глубокая музыка, которая олицетворяет собой широту и одновременно простоту русской души.

— По-вашему, Пермский театр оперы и балета, который носит имя Чайковского, сочетает в себе эти качества — простоту и изысканность?

— Когда я первый раз шла к театру и увидела, что он стоит в сердце парка, то очень порадовалась. Как в сказке: ты идешь, куда сам не знаешь, и вдруг перед тобой вырастает великолепное здание, масштабное, импозантное. И одновременно ты чувствуешь, что этот театр добрый и притягивающий.

Когда я вошла внутрь и обратила внимание на то, как люди трудятся, чтобы приукрасить свой театр, мне стало еще приятнее. Ну, а когда я ступила на сцену, побывала в зале — тогда я почувствовала настоящую широту этого пространства. Здесь все устроено так, чтобы было комфортно и артисту, и зрителю. Взять хотя бы сиденья в зале — они не узкие, в них удобно сидеть и наслаждаться музыкой.

— То, что классическая музыка влияет на структуру вещей: например, воды — научно доказано. Неоднократно проводились эксперименты, во время которых выяснялось, что музыка благотворно воздействует на животных. Вы в необыкновенные свойства музыки верите?

— В Индии я репетировала на открытой площадке летнего дворца. С одной стороны возвышались горы, с другой расстилалась пустыня. Я стояла в этой естественной «ракушке», и сама природа уносила мой голос, а потом эхом возвращала. Я обратила внимание, что неподалеку на дереве уселись три обезьяны, и они очень даже внимательно меня слушают. Но только я начала петь арию Татьяны из оперы «Евгений Онегин», как они разволновались и со страхом уставились в сторону. Я посмотрела туда — на горе появился леопард. Он бегал, пугая всех вокруг. Но мне показалось, что он и сам был обескуражен, потому что столкнулся с чем-то таким, что никогда в своей жизни не слышал. До него донеслось эхо моего пения. Спустя какое-то время, он, никого не обидев, исчез из виду.

На второй день я снова репетировала там же, и леопард снова вышел из леса. Но на сей раз он повел себя как властелин. Он замер, внимательно послушал, потом как будто поблагодарил меня за концерт и ушел.

Классическая музыка на самом деле обладает волшебными свойствами. Независимо от композитора и эпохи, когда она создавалась, и способа исполнения — вокально или инструментально. Я сама, будучи ребенком, очень рано начала реагировать на музыку. И сейчас я наблюдаю это на примере своего племянника, который недавно родился. Я, к сожалению, не могу быть с ним рядом, но мы общаемся с ним и его мамой по скайпу. Однажды, когда он заплакал в эфире, я решила провести маленький эксперимент и включила ему оперу Cosi fan tutte Моцарта. Удивительно, ребенок быстро успокоился и заслушался. Когда менялся ритмический мотив, он начинал в такт кивать головой.

Я не хочу сказать, что классическая музыка — лучшая из всех жанров. Я сама слушаю эстрадную музыку. В детстве я взбиралась на стул посреди двора с «микрофоном» в руке и пела «Миллион алых роз» Аллы Пугачевой. Не важно, какая музыка — главное, чтобы в ней была доброта и красота. Сегодня услышала, что на российском телевидении появилась программа «Призрак оперы», в которой поп-певцы исполняют оперные арии. Получается, уже даже эстрадники потянулись к опере. Все-таки красота притягивает. 

— Пермь собирается в ближайшем будущем претендовать на звание «культурной столицы Европы». По-вашему, что такое культурная столица, и по каким критериям ее определить?

— Это сложный вопрос, хотя я всю жизнь переезжаю из одного города в другой. Надо быть реалистами: Пермь не сможет сравняться с Веной, Парижем или Миланом. Но ей вполне по силам посоревноваться с европейскими городами, которые становились культурными столицами. Я думаю: надо работать и идти вперед. Вам очень повезло, что у вас появился один из самых креативных дирижеров современности Теодор Курентзис. Я желаю, чтобы у вас все получилось, и чтобы в следующий раз, когда я приехала, Пермь была уже не потенциальной столицей, а действительно центром культуры классического музыкального мира.

— А следующий раз будет летом 2012 года — когда вы вновь будете петь в опере «Так поступают все женщины». 

— Да, и я с удовольствием приеду вновь. Мне же хочется и солнца пермского на себе почувствовать.

Главная Журнал Интервью с Анной Касьян