05 октября 2022
Сегодня
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
08 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Октябрь
    05
  • Ноябрь
  • Декабрь
21.08.2014
В Дуйсбурге состоялась премьера «Весны священной» в постановке Ромео Кастеллуччи

Международный фестиваль искусств Руртриеннале в этом году открылся 15 августа. В самом начале фестиваля состоялась мировая премьера «Весны священной» Ромео Кастеллуччи. В программе фестиваля постановка, заявленная как копродукция Руртриеннале, Манчестерского фестиваля, Пермского театра оперы и балета и парижского парка Ла Вилетт будет показана 13 раз, в декабре в рамках гастрольной программы Туртриеннале поедет во Францию, а в мае 2015-го состоится российская премьера — в Перми, на Дягилевском фестивале.

Руководитель Руртриеннале в 2012—2014 годах композитор и режиссер Хайнер Геббельс называет работу Кастеллуччи одним из ключевых и самых радикальных событий фестивальной программы.

Премьера должна была состояться еще в 2013-м, но соответствие технических возможностей замыслу Кастеллуччи было достигнуто только спустя год. По словам Хайнера Геббельса, там, где речь идет о свободе творчества, нет места компромиссам. Поэтому реализация сценической версии постановки была отложена, а оркестр Пермского театра оперы и балета musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса исполнил «Весну cвященную» Стравинского в рамках концертной программы Руртриеннале-2013, а также сделал запись — специально для будущей постановки. 

В итоге премьера оказалась максимально «индустриализированной» — «хореографическая» композиция для 40 машин на музыку Стравинского, звучащую в записи. Однако механизация «Весны священной» показала, что духовного и человеческого в ней гораздо больше, чем порой можно увидеть в привычной танцевальной версии.

«Искусство молекулярного танца» создается с помощью подвешенных над «сценой» контейнеров, рассыпающих в разных ритмах, направлениях и объемах — в строгом соответствии с партитурой — бесконечные потоки костной муки, используемой в индустрии как удобрение для нейтрализации кислотного баланса земельных угодий. Здесь она становится символом сакрального жертвоприношения земле. Уникальная концепция Кастеллуччи не была бы так ясно и точно читаема без столь же радикальной музыкальной интерпретации партитуры Стравинского в исполнении оркестра под управлением Курентзиса. Максимально близкое к природному звучание и предельно острые, точные ритмические структуры в сочетании с завораживающими вихрями и синхронными движениями машин, открывают новые горизонты «Весны священной», скрещивая фольклорный и урбанистический контексты партитуры.

Стоит отметить, что версия, которая будет показана в Перми в 2015 году, будет отличаться «живым» исполнением оркестра musicAeterna вместо фонограммы, что, безусловно, повлияет на внутреннюю энергетику постановки. К тому же свой отпечаток накладывает конкретное пространство, которое является полноправным участником действа.

Диалог художника с пространством, причем именно индустриальным (в Рурской метрополии таких мест достаточно), является важнейшим художественным опытом и одним из приоритетных направлений Руртриеннале. В этом смысле «Весна священная» Кастеллуччи с ее 40 контейнерами, превращающими тонны костной муки в символ беспощадной красоты жертвоприношения, идеально вписывается в пространство Gebläsehalle, одного из цехов металлургического завода в неороманском стиле, построенного на севере Дуйсбурга чуть раньше, чем в Париже прошла премьера «Весны священной». После закрытия завод был превращен в известный парк индустриальной культуры, а Gebläsehalle переоборудован в мультифункциональное театральное здание.

 Текст и фото: Анна Фефелова

поиск