25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
21.08.2014
В Дуйсбурге состоялась премьера «Весны священной» в постановке Ромео Кастеллуччи

Международный фестиваль искусств Руртриеннале в этом году открылся 15 августа. В самом начале фестиваля состоялась мировая премьера «Весны священной» Ромео Кастеллуччи. В программе фестиваля постановка, заявленная как копродукция Руртриеннале, Манчестерского фестиваля, Пермского театра оперы и балета и парижского парка Ла Вилетт будет показана 13 раз, в декабре в рамках гастрольной программы Туртриеннале поедет во Францию, а в мае 2015-го состоится российская премьера — в Перми, на Дягилевском фестивале.

Руководитель Руртриеннале в 2012—2014 годах композитор и режиссер Хайнер Геббельс называет работу Кастеллуччи одним из ключевых и самых радикальных событий фестивальной программы.

Премьера должна была состояться еще в 2013-м, но соответствие технических возможностей замыслу Кастеллуччи было достигнуто только спустя год. По словам Хайнера Геббельса, там, где речь идет о свободе творчества, нет места компромиссам. Поэтому реализация сценической версии постановки была отложена, а оркестр Пермского театра оперы и балета musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса исполнил «Весну cвященную» Стравинского в рамках концертной программы Руртриеннале-2013, а также сделал запись — специально для будущей постановки. 

В итоге премьера оказалась максимально «индустриализированной» — «хореографическая» композиция для 40 машин на музыку Стравинского, звучащую в записи. Однако механизация «Весны священной» показала, что духовного и человеческого в ней гораздо больше, чем порой можно увидеть в привычной танцевальной версии.

«Искусство молекулярного танца» создается с помощью подвешенных над «сценой» контейнеров, рассыпающих в разных ритмах, направлениях и объемах — в строгом соответствии с партитурой — бесконечные потоки костной муки, используемой в индустрии как удобрение для нейтрализации кислотного баланса земельных угодий. Здесь она становится символом сакрального жертвоприношения земле. Уникальная концепция Кастеллуччи не была бы так ясно и точно читаема без столь же радикальной музыкальной интерпретации партитуры Стравинского в исполнении оркестра под управлением Курентзиса. Максимально близкое к природному звучание и предельно острые, точные ритмические структуры в сочетании с завораживающими вихрями и синхронными движениями машин, открывают новые горизонты «Весны священной», скрещивая фольклорный и урбанистический контексты партитуры.

Стоит отметить, что версия, которая будет показана в Перми в 2015 году, будет отличаться «живым» исполнением оркестра musicAeterna вместо фонограммы, что, безусловно, повлияет на внутреннюю энергетику постановки. К тому же свой отпечаток накладывает конкретное пространство, которое является полноправным участником действа.

Диалог художника с пространством, причем именно индустриальным (в Рурской метрополии таких мест достаточно), является важнейшим художественным опытом и одним из приоритетных направлений Руртриеннале. В этом смысле «Весна священная» Кастеллуччи с ее 40 контейнерами, превращающими тонны костной муки в символ беспощадной красоты жертвоприношения, идеально вписывается в пространство Gebläsehalle, одного из цехов металлургического завода в неороманском стиле, построенного на севере Дуйсбурга чуть раньше, чем в Париже прошла премьера «Весны священной». После закрытия завод был превращен в известный парк индустриальной культуры, а Gebläsehalle переоборудован в мультифункциональное театральное здание.

 Текст и фото: Анна Фефелова

поиск