28 сентября 2021
Сегодня
29 сентября 2021
01 октября 2021
02 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
07 октября 2021
08 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
31 октября 2021
Журнал
  • Сентябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
  • Октябрь
21.08.2014
В Дуйсбурге состоялась премьера «Весны священной» в постановке Ромео Кастеллуччи

Международный фестиваль искусств Руртриеннале в этом году открылся 15 августа. В самом начале фестиваля состоялась мировая премьера «Весны священной» Ромео Кастеллуччи. В программе фестиваля постановка, заявленная как копродукция Руртриеннале, Манчестерского фестиваля, Пермского театра оперы и балета и парижского парка Ла Вилетт будет показана 13 раз, в декабре в рамках гастрольной программы Туртриеннале поедет во Францию, а в мае 2015-го состоится российская премьера — в Перми, на Дягилевском фестивале.

Руководитель Руртриеннале в 2012—2014 годах композитор и режиссер Хайнер Геббельс называет работу Кастеллуччи одним из ключевых и самых радикальных событий фестивальной программы.

Премьера должна была состояться еще в 2013-м, но соответствие технических возможностей замыслу Кастеллуччи было достигнуто только спустя год. По словам Хайнера Геббельса, там, где речь идет о свободе творчества, нет места компромиссам. Поэтому реализация сценической версии постановки была отложена, а оркестр Пермского театра оперы и балета musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса исполнил «Весну cвященную» Стравинского в рамках концертной программы Руртриеннале-2013, а также сделал запись — специально для будущей постановки. 

В итоге премьера оказалась максимально «индустриализированной» — «хореографическая» композиция для 40 машин на музыку Стравинского, звучащую в записи. Однако механизация «Весны священной» показала, что духовного и человеческого в ней гораздо больше, чем порой можно увидеть в привычной танцевальной версии.

«Искусство молекулярного танца» создается с помощью подвешенных над «сценой» контейнеров, рассыпающих в разных ритмах, направлениях и объемах — в строгом соответствии с партитурой — бесконечные потоки костной муки, используемой в индустрии как удобрение для нейтрализации кислотного баланса земельных угодий. Здесь она становится символом сакрального жертвоприношения земле. Уникальная концепция Кастеллуччи не была бы так ясно и точно читаема без столь же радикальной музыкальной интерпретации партитуры Стравинского в исполнении оркестра под управлением Курентзиса. Максимально близкое к природному звучание и предельно острые, точные ритмические структуры в сочетании с завораживающими вихрями и синхронными движениями машин, открывают новые горизонты «Весны священной», скрещивая фольклорный и урбанистический контексты партитуры.

Стоит отметить, что версия, которая будет показана в Перми в 2015 году, будет отличаться «живым» исполнением оркестра musicAeterna вместо фонограммы, что, безусловно, повлияет на внутреннюю энергетику постановки. К тому же свой отпечаток накладывает конкретное пространство, которое является полноправным участником действа.

Диалог художника с пространством, причем именно индустриальным (в Рурской метрополии таких мест достаточно), является важнейшим художественным опытом и одним из приоритетных направлений Руртриеннале. В этом смысле «Весна священная» Кастеллуччи с ее 40 контейнерами, превращающими тонны костной муки в символ беспощадной красоты жертвоприношения, идеально вписывается в пространство Gebläsehalle, одного из цехов металлургического завода в неороманском стиле, построенного на севере Дуйсбурга чуть раньше, чем в Париже прошла премьера «Весны священной». После закрытия завод был превращен в известный парк индустриальной культуры, а Gebläsehalle переоборудован в мультифункциональное театральное здание.

 Текст и фото: Анна Фефелова

поиск