18 сентября 2021
Сегодня
19 сентября 2021
21 сентября 2021
22 сентября 2021
23 сентября 2021
24 сентября 2021
25 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
31 октября 2021
Журнал
  • Сентябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
  • Октябрь
08.09.2014
В Пермском театре оперы и балета прозвучат все симфонии Бетховена

В сезоне 2014/2015 музыканты Пермского театра оперы и балета сыграют все симфонии Бетховена 

8 сентября в 19:00 в исполнении оркестра musicAeterna и маэстро Теодора Курентзиса первыми в цикле прозвучат Пятая и Седьмая симфонии великого венского классика.

Вклад Бетховена в мировую культуру определяется во многом его симфоническими произведениями. Именно в симфониях наиболее полно воплотились и его мировоззрение, и основные художественные принципы. Всего у Бетховена 9 симфоний (10-я осталась в эскизах). По сравнению со 104-мя гайдновскими или 41-й моцартовской это немного, но каждая из них — веха. Музыкальные темы из них очень известны. К Седьмой симфонии Бетховена нередко обращаются режиссеры кино. Фрагменты из нее можно услышать в таких фильмах, как «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ, 2002), «Поезд на Дарджилинг» (реж. Уэс Андерсон, 2007), «Король говорит!» (реж. Том Хупер, 2010) и других. Поистине всенародной любовью пользуется Пятая симфония. Ее первые удары (сам композитор называл ее также «Симфонией судьбы» (Schicksalssymphonie — нем.)) с легкостью узнает даже редкий слушатель классической музыки.

Для театра оперы и балета, который носит имя П. И. Чайковского, исполнение цикла симфоний Бетховена имеет особое значение: симфонизм Чайковского берет начало в творчестве Бетховена. Для Петра Ильича бетховенское творчество всегда оставалось высшим образцом совершенной гармонии формы и содержания, равновесия стихийно-эмоционального и рационально-организующего начала. Он писал в одном из писем князю Константину Константиновичу: «...изучая его, изумляешься, до чего у этого гиганта между всеми музыкантами все одинаково важно, все полно значения и силы и вместе с тем, как он умел сдерживать невероятный напор своего колоссального вдохновения и никогда не упускал из виду равновесия и законченности формы».

Симфония № 5 до минор, op. 67 — одна из самых популярных симфоний великого Бетховена и одно из величайших музыкальных творений в истории. Бетховенская мощь и его новаторство в подходе к инструментовке слились в Пятой воедино, превратив ее в произведение неповторимого образца. Включение в партитуру финала партии трех тромбонов означало важнейший шаг в развитии симфонического оркестра: это было началом периода в истории, когда медная группа обрела самостоятельное значение. Ничего подобного прежде не случалось.

Симфонию № 7 ля мажор, op. 92 Бетховена Вагнер называл «апофеозом танца». Эта характеристика относится преимущественно к первой, третьей и четвертой частям симфонии. Вторая же — знаменитое Allegretto, ритм которого ассоциируется с мерным, сосредоточенным шествием, — находится на особом счету у музыкантов, они нередко исполняют эту часть симфонии как самостоятельный концертный номер.

После концерта в Перми музыканты театра исполнят эту программу в Екатеринбурге на III Симфоническом форуме России. Концерт состоится 12 сентября в 19:00 в Большом зале Екатеринбургской филармонии.

Следующий концерт из цикла «Все симфонии Бетховена» в Пермском театре оперы и балета пройдет 21 октября. В этот раз оркестр musicAeterna под управлением Мартина Зандхоффа исполнит Первую симфонию Бетховена, а вместе с ней — 38-ю симфонию В. А. Моцарта.

 

поиск