05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Октябрь
    04
  • Ноябрь
  • Декабрь
08.09.2014
В Пермском театре оперы и балета прозвучат все симфонии Бетховена

В сезоне 2014/2015 музыканты Пермского театра оперы и балета сыграют все симфонии Бетховена 

8 сентября в 19:00 в исполнении оркестра musicAeterna и маэстро Теодора Курентзиса первыми в цикле прозвучат Пятая и Седьмая симфонии великого венского классика.

Вклад Бетховена в мировую культуру определяется во многом его симфоническими произведениями. Именно в симфониях наиболее полно воплотились и его мировоззрение, и основные художественные принципы. Всего у Бетховена 9 симфоний (10-я осталась в эскизах). По сравнению со 104-мя гайдновскими или 41-й моцартовской это немного, но каждая из них — веха. Музыкальные темы из них очень известны. К Седьмой симфонии Бетховена нередко обращаются режиссеры кино. Фрагменты из нее можно услышать в таких фильмах, как «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ, 2002), «Поезд на Дарджилинг» (реж. Уэс Андерсон, 2007), «Король говорит!» (реж. Том Хупер, 2010) и других. Поистине всенародной любовью пользуется Пятая симфония. Ее первые удары (сам композитор называл ее также «Симфонией судьбы» (Schicksalssymphonie — нем.)) с легкостью узнает даже редкий слушатель классической музыки.

Для театра оперы и балета, который носит имя П. И. Чайковского, исполнение цикла симфоний Бетховена имеет особое значение: симфонизм Чайковского берет начало в творчестве Бетховена. Для Петра Ильича бетховенское творчество всегда оставалось высшим образцом совершенной гармонии формы и содержания, равновесия стихийно-эмоционального и рационально-организующего начала. Он писал в одном из писем князю Константину Константиновичу: «...изучая его, изумляешься, до чего у этого гиганта между всеми музыкантами все одинаково важно, все полно значения и силы и вместе с тем, как он умел сдерживать невероятный напор своего колоссального вдохновения и никогда не упускал из виду равновесия и законченности формы».

Симфония № 5 до минор, op. 67 — одна из самых популярных симфоний великого Бетховена и одно из величайших музыкальных творений в истории. Бетховенская мощь и его новаторство в подходе к инструментовке слились в Пятой воедино, превратив ее в произведение неповторимого образца. Включение в партитуру финала партии трех тромбонов означало важнейший шаг в развитии симфонического оркестра: это было началом периода в истории, когда медная группа обрела самостоятельное значение. Ничего подобного прежде не случалось.

Симфонию № 7 ля мажор, op. 92 Бетховена Вагнер называл «апофеозом танца». Эта характеристика относится преимущественно к первой, третьей и четвертой частям симфонии. Вторая же — знаменитое Allegretto, ритм которого ассоциируется с мерным, сосредоточенным шествием, — находится на особом счету у музыкантов, они нередко исполняют эту часть симфонии как самостоятельный концертный номер.

После концерта в Перми музыканты театра исполнят эту программу в Екатеринбурге на III Симфоническом форуме России. Концерт состоится 12 сентября в 19:00 в Большом зале Екатеринбургской филармонии.

Следующий концерт из цикла «Все симфонии Бетховена» в Пермском театре оперы и балета пройдет 21 октября. В этот раз оркестр musicAeterna под управлением Мартина Зандхоффа исполнит Первую симфонию Бетховена, а вместе с ней — 38-ю симфонию В. А. Моцарта.

 

поиск