24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
18.03.2015
Русские герои и половецкие пляски. Пермская опера готовит премьеру «Князя Игоря»

27, 28, 29, 31 марта на сцене Пермского театра оперы и балета премьера — «Князь Игорь» Александра Бородина. Опера предстанет в совершенно новой трактовке: партитура будет дополнена музыкальным номерами из авторского клавира Бородина, которые никогда раньше в сценической версии не исполнялись. А визуально спектакль переместит зрителей не в сценический XII век (времена, когда происходит действие), как это принято в классических постановках, а в XIX век (времена первой постановки оперы). 

По идее постановщиков, этот спектакль должен максимально приблизить зрителей к эстетике первой постановки спектакля в 1890-м в Мариинском театре, не делая при этом прямых ее повторов. В первую очередь, приближение к первоначальной опере заключается в новом прочтении музыкального материала: порядок сцен реконструирован и дополнен по клавирам Александра Бородина (от большинства тех сцен, что сочинил Глазунов решено отказаться). В отличие от классической трактовки (опера в двух актах с прологом) на сцене Пермского театра им. П. И. Чайковского будет представлена опера в шести сценах и трех актах. Появится еще одна ария Игоря, которая обычно не исполняется в России, а также дополнительная сцена с князем Галицким в тереме его сестры Ярославны, с участием бояр и народа.

Валерий Платонов, музыкальный руководитель постановки и дирижер:

— Несмотря на существование авторского клавира оперы, собранного из черновиков Бородина музыковедом Анной Булычевой, «Князь Игорь» как был, так и остается коллективным трудом, чему пример наша постановка. Мы скомпоновали музыкальные номера из двух источников: всем известной партитуры, сделанной в основном Глазуновым, с несколькими номерами от Римского-Корсакова, представляющей собой уже готовый оркестровый материал; и клавира Булычевой, который подсказывал нам авторскую логику развития мысли.

Как летописи, которые писались не одним автором, опера «Князь Игорь» — это своего рода музыкальная летопись своего времени, конца XIX века. Она состоит из фрагментов, которые можно сложить, как некий альбом, в любом порядке, в зависимости от замысла постановщиков. То, что мы сделали со своей стороны, не есть окончательный взгляд на эту оперу, и мы вовсе не считаем, что он единственно возможный. Я убежден, что осмысление «Князя Игоря» будет продолжаться еще долгое время. И, скорее всего, эта опера обречена на то, чтобы каждый постановщик по-своему решал ее вопросы, а завершенной редакции мы так никогда и не получим.

Режиссер Сигрид T'Хуфт, мастер исторического театра эпохи барокко, музыковед и историк, работая над концепцией спектакля, привлекала все доступные архивные материалы, чтобы воссоздать атмосферу оперного театра XIX века — но глазами человека, живущего в XXI веке. Однако постановка не нацелена на точное воссоздание самого первого спектакля:  от некоторых особенностей постановщики ушли осознанно.

Сигрид Т'Хуфт, режиссер-постановщик:

— Я старалась уйти от массовости на сцене. Если в постановке 1890 года, как сообщают источники, было около ста человек артистов хора, то у нас максимум — шестьдесят. Ну, во-первых, потому что Пермский театр не Мариинский, где сцена намного больше, чем здесь. Во-вторых, и в главных, я хотела добиться прозрачности моей постановки. Чтобы каждого солиста, каждого участника хора и миманса было видно на сцене. Чтобы получились четкие характеры у каждого персонажа. Чтобы каждый из участников пропустил текст, вообще эту историю, через себя.

Открыть заново эстетику театра XIX века предстояло художнику Штефану Дитриху, который уже сотрудничал с Пермской оперой в постановке оперы В. А. Моцарта Сosi fan tutte. Концепция сценического дизайна пермского «Князя Игоря» привязана к описаниям из оригинального либретто. Однако это не реконструкция: художник играет с элементами истории театра — с системами кулис и с нарисованными декорациями, рампой на сцене и деревянным полом.

Штефан Дитрих, художник-постановщик

Однажды я наткнулся на первые цветные фотографии Прокудина-Горского и я вдруг понял: это то, что нужно! Роспись по традиционной двумерной декорации должна выглядеть, как вот эти ранние фотографии, а не как работы Рериха, Коровина и Федоровского, художников, знаменитых своей выразительной живописью. (Надо заметить, что декорации пермской балетной постановки «Половецких плясок» явно вдохновлены Рерихом). Мы пытаемся представить сложное наслоение: средневековый сюжет, увиденный глазами XIX века, который был представлен современной аудитории.

Главные партии в спектакле исполняют: солист Пермского оперного Александр Погудин и солист Мариинки Сергей Мурзаев воплотят на сцене князя Игоря, княжну Ярославну — пермские сопрано Надежда Бабинцева и Лариса Келль. Лирическую влюбленную пару молодого княжича Владимира Игоревича и ханской дочки  Кончаковны сыграют Валерия Пфистер («Новая опера») и Борис Рудак, а также Артем Голубев и Наталия Ляскова

Информация о постановке

поиск