27, 28, 29, 31 марта на сцене Пермского театра оперы и балета премьера — «Князь Игорь» Александра Бородина. Опера предстанет в совершенно новой трактовке: партитура будет дополнена музыкальным номерами из авторского клавира Бородина, которые никогда раньше в сценической версии не исполнялись. А визуально спектакль переместит зрителей не в сценический XII век (времена, когда происходит действие), как это принято в классических постановках, а в XIX век (времена первой постановки оперы).
По идее постановщиков, этот спектакль должен максимально приблизить зрителей к эстетике первой постановки спектакля в 1890-м в Мариинском театре, не делая при этом прямых ее повторов. В первую очередь, приближение к первоначальной опере заключается в новом прочтении музыкального материала: порядок сцен реконструирован и дополнен по клавирам Александра Бородина (от большинства тех сцен, что сочинил Глазунов решено отказаться). В отличие от классической трактовки (опера в двух актах с прологом) на сцене Пермского театра им. П. И. Чайковского будет представлена опера в шести сценах и трех актах. Появится еще одна ария Игоря, которая обычно не исполняется в России, а также дополнительная сцена с князем Галицким в тереме его сестры Ярославны, с участием бояр и народа.
Валерий Платонов, музыкальный руководитель постановки и дирижер:
— Несмотря на существование авторского клавира оперы, собранного из черновиков Бородина музыковедом Анной Булычевой, «Князь Игорь» как был, так и остается коллективным трудом, чему пример наша постановка. Мы скомпоновали музыкальные номера из двух источников: всем известной партитуры, сделанной в основном Глазуновым, с несколькими номерами от Римского-Корсакова, представляющей собой уже готовый оркестровый материал; и клавира Булычевой, который подсказывал нам авторскую логику развития мысли.
Как летописи, которые писались не одним автором, опера «Князь Игорь» — это своего рода музыкальная летопись своего времени, конца XIX века. Она состоит из фрагментов, которые можно сложить, как некий альбом, в любом порядке, в зависимости от замысла постановщиков. То, что мы сделали со своей стороны, не есть окончательный взгляд на эту оперу, и мы вовсе не считаем, что он единственно возможный. Я убежден, что осмысление «Князя Игоря» будет продолжаться еще долгое время. И, скорее всего, эта опера обречена на то, чтобы каждый постановщик по-своему решал ее вопросы, а завершенной редакции мы так никогда и не получим.
Режиссер Сигрид T’Хуфт, мастер исторического театра эпохи барокко, музыковед и историк, работая над концепцией спектакля, привлекала все доступные архивные материалы, чтобы воссоздать атмосферу оперного театра XIX века — но глазами человека, живущего в XXI веке. Однако постановка не нацелена на точное воссоздание самого первого спектакля: от некоторых особенностей постановщики ушли осознанно.
Сигрид Т’Хуфт, режиссер-постановщик:
— Я старалась уйти от массовости на сцене. Если в постановке 1890 года, как сообщают источники, было около ста человек артистов хора, то у нас максимум — шестьдесят. Ну, во-первых, потому что Пермский театр не Мариинский, где сцена намного больше, чем здесь. Во-вторых, и в главных, я хотела добиться прозрачности моей постановки. Чтобы каждого солиста, каждого участника хора и миманса было видно на сцене. Чтобы получились четкие характеры у каждого персонажа. Чтобы каждый из участников пропустил текст, вообще эту историю, через себя.
Открыть заново эстетику театра XIX века предстояло художнику Штефану Дитриху, который уже сотрудничал с Пермской оперой в постановке оперы В. А. Моцарта Сosi fan tutte. Концепция сценического дизайна пермского «Князя Игоря» привязана к описаниям из оригинального либретто. Однако это не реконструкция: художник играет с элементами истории театра — с системами кулис и с нарисованными декорациями, рампой на сцене и деревянным полом.
Штефан Дитрих, художник-постановщик
— Однажды я наткнулся на первые цветные фотографии Прокудина-Горского — и я вдруг понял: это то, что нужно! Роспись по традиционной двумерной декорации должна выглядеть, как вот эти ранние фотографии, а не как работы Рериха, Коровина и Федоровского, художников, знаменитых своей выразительной живописью. (Надо заметить, что декорации пермской балетной постановки «Половецких плясок» явно вдохновлены Рерихом). Мы пытаемся представить сложное наслоение: средневековый сюжет, увиденный глазами XIX века, который был представлен современной аудитории.
Главные партии в спектакле исполняют: солист Пермского оперного Александр Погудин и солист Мариинки Сергей Мурзаев воплотят на сцене князя Игоря, княжну Ярославну — пермские сопрано Надежда Бабинцева и Лариса Келль. Лирическую влюбленную пару молодого княжича Владимира Игоревича и ханской дочки Кончаковны сыграют Валерия Пфистер («Новая опера») и Борис Рудак, а также Артем Голубев и Наталия Ляскова.