05 августа 2021
Сегодня
12 августа 2021
18 августа 2021
19 августа 2021
25 августа 2021
26 августа 2021
05 сентября 2021
15 сентября 2021
16 сентября 2021
17 сентября 2021
19 сентября 2021
22 сентября 2021
24 сентября 2021
25 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
30 октября 2021
31 октября 2021
Журнал
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
  • Сентябрь
  • Октябрь
11.10.2016
Классицизм vs романтизм: сражение эпох в произведениях Шуберта, Гуммеля и Мендельсона-Бартольди

16 октября состоится концерт оркестра musicAeterna Пермской оперы. В программе — произведения композиторов-современников, творивших в XIХ веке: Симфония № 5 си-бемоль мажор Франца Шуберта, Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Иоганна Непомука Гуммеля и Симфония № 4 ля мажор Феликса Мендельсона-Бартольди. Солистом выступит Жоау Морейра (труба). 

По словам куратора проекта и дирижера, Мартина Зандхоффа, концерт оркестра musicAeterna 16 октября подарит «немного летнего настроения в надвигающейся осени»: программа составлена из ярких и солнечных произведений.

Слушателям приоткроются пути, которыми шли композиторы к романтизму: в буквальном смысле музыкальные произведения стали полем битвы разных эпох. Молодые авторы, отталкиваясь от наследия классиков, цитируя их, искали собственные средства выразительности, которые отвечали бы новому времени — и новым инструментам.

Мартин Зандхофф, дирижер:

— Для меня очень интересно открывать зрителям творческий процесс: как Шуберт, например, 19-летним написавший Симфонию № 5, ищет свой собственный язык, новые краски. Легко увидеть в его творении цитаты из Моцарта, но там есть не только классицизм, но уже и черты романтизма, хорошо знакомого российской публике по произведениям Чайковского. У Шуберта в первой части этого произведения появляется плавная мелодическая линия: мотивы перетекают один в другой очень гладко, без пауз, в отличие от классической, очень структурированной манеры письма. Но при этом вторая часть симфонии, менуэт — абсолютно чистая цитата из Моцарта.

«След» Вольфганга Амадея Моцарта, оммаж ему, исследователи обнаруживают во всех ранних сочинениях Шуберта и Мендельсона-Бартольди. Связующим звеном между этими австро-немецкими авторами становится Гуммель: он был учеником Моцарта, другом Шуберта и педагогом Мендельсона.

Следуя одному из главных своих принципов, Зандхофф, стремился в процессе подготовки концерта сделать исполнение произведений максимально достоверным и убедительным — а значит, оно должно быть исторически информированным.

Мартин Зандхофф, дирижер:

— Например, «Стенвей» — прекрасный рояль, но Моцарт, когда писал свои шедевры, ориентировался в первую очередь на клавесин. До конца XVIII века трубы использовались композиторами лишь для отдельных редких звуков: из инструмента определенного строя можно было извлечь совсем немного нот. Во времена Гуммеля появилась клапанная труба, которая могла воспроизводить хроматический ряд и быть сольным инструментом. Правда, до сегодняшнего дня трубы с таким устройством не сохранились: современные имеют вентильный механизм, а не клапанный, строй и звук у них отличается, он более округлый. Но мы постараемся воспроизвести манеру игры того времени.

Финалом станет блестящая Симфония № 4 Мендельсона-Бартольди, которая носит подзаголовок «Итальянская». Это радостное и жизнерадостное произведение начинается в мажоре, а заканчивается в миноре. Но минорная тональность — лишь обязательный атрибут музыки к сальтарелло — зажигательному и быстрому итальянскому танцу.

За час до начала концерта зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию о предстоящем концерте. Ведущая — музыковед Анна Фефелова. 

поиск