25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
11.10.2016
Классицизм vs романтизм: сражение эпох в произведениях Шуберта, Гуммеля и Мендельсона-Бартольди

16 октября состоится концерт оркестра musicAeterna Пермской оперы. В программе — произведения композиторов-современников, творивших в XIХ веке: Симфония № 5 си-бемоль мажор Франца Шуберта, Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Иоганна Непомука Гуммеля и Симфония № 4 ля мажор Феликса Мендельсона-Бартольди. Солистом выступит Жоау Морейра (труба). 

По словам куратора проекта и дирижера, Мартина Зандхоффа, концерт оркестра musicAeterna 16 октября подарит «немного летнего настроения в надвигающейся осени»: программа составлена из ярких и солнечных произведений.

Слушателям приоткроются пути, которыми шли композиторы к романтизму: в буквальном смысле музыкальные произведения стали полем битвы разных эпох. Молодые авторы, отталкиваясь от наследия классиков, цитируя их, искали собственные средства выразительности, которые отвечали бы новому времени — и новым инструментам.

Мартин Зандхофф, дирижер:

— Для меня очень интересно открывать зрителям творческий процесс: как Шуберт, например, 19-летним написавший Симфонию № 5, ищет свой собственный язык, новые краски. Легко увидеть в его творении цитаты из Моцарта, но там есть не только классицизм, но уже и черты романтизма, хорошо знакомого российской публике по произведениям Чайковского. У Шуберта в первой части этого произведения появляется плавная мелодическая линия: мотивы перетекают один в другой очень гладко, без пауз, в отличие от классической, очень структурированной манеры письма. Но при этом вторая часть симфонии, менуэт — абсолютно чистая цитата из Моцарта.

«След» Вольфганга Амадея Моцарта, оммаж ему, исследователи обнаруживают во всех ранних сочинениях Шуберта и Мендельсона-Бартольди. Связующим звеном между этими австро-немецкими авторами становится Гуммель: он был учеником Моцарта, другом Шуберта и педагогом Мендельсона.

Следуя одному из главных своих принципов, Зандхофф, стремился в процессе подготовки концерта сделать исполнение произведений максимально достоверным и убедительным — а значит, оно должно быть исторически информированным.

Мартин Зандхофф, дирижер:

— Например, «Стенвей» — прекрасный рояль, но Моцарт, когда писал свои шедевры, ориентировался в первую очередь на клавесин. До конца XVIII века трубы использовались композиторами лишь для отдельных редких звуков: из инструмента определенного строя можно было извлечь совсем немного нот. Во времена Гуммеля появилась клапанная труба, которая могла воспроизводить хроматический ряд и быть сольным инструментом. Правда, до сегодняшнего дня трубы с таким устройством не сохранились: современные имеют вентильный механизм, а не клапанный, строй и звук у них отличается, он более округлый. Но мы постараемся воспроизвести манеру игры того времени.

Финалом станет блестящая Симфония № 4 Мендельсона-Бартольди, которая носит подзаголовок «Итальянская». Это радостное и жизнерадостное произведение начинается в мажоре, а заканчивается в миноре. Но минорная тональность — лишь обязательный атрибут музыки к сальтарелло — зажигательному и быстрому итальянскому танцу.

За час до начала концерта зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию о предстоящем концерте. Ведущая — музыковед Анна Фефелова. 

поиск