26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
14.12.2011
Моцарт — Веберн. Венская музыка в исполнении дирижера Оливье Кюанде и оркестра и хора MusicAeterna

Один из ведущих дирижеров Европы, главный приглашенный дирижер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Оливье Кюанде (Швейцария) совместно с оркестром и хором MusicAeterna представляет Концерт венской музыки, который состоится 17 декабря 2011 года в 19.00. Объединив в одной программе Моцарта, представителя Венской классической школы, и Веберна, апологета Новой венской школы, маэстро Кюанде намерен доказать, что, разделенные 150-летней историей, композиторы по своей творческой сути ближе друг к другу, чем кажется на первый взгляд. 

Концерт 17 декабря носит характер творческой лаборатории, что отражается не только на музыкальном материале, но и на драматургии вечера. Опера-сериа Моцарта «Тамос, король Египта» (1771 – 1775), одна из первых в этом жанре в репертуаре композитора, разбита на части, которые перетасованы  с миниатюрными композициями Антона фон Веберна, автора едва ли не самых лаконичных и музыкально насыщенных произведений в мировой истории. В программе использованы два известных сочинения Веберна — Круговая симфония в двух частях, оп. 21 (1927 – 1928) и Концерт для 9-ти инструментов, оп. 24 (1931 – 1934). Оливье Кюанде перенастраивает оптику, чтобы свежим взглядом посмотреть на Моцарта, сегодня иной раз оказывающегося заложником собственной популярности, и приблизиться к пониманию редко исполняемого Веберна.

Музыку к драматической пьесе «Тамос, Король Египта» австрийского франкомасона Тобиаса фон Геблера Моцарт (1756 – 1791) начал писать в 15 лет. Работа совпала с первыми годами периода «бури и натиска», ненадолго увлекшего юного композитора, переживающего один из творческих взлетов в своей карьере. Моцарта привлек символический смысл, укрытый в любовной истории египетского принца Тамоса и принцессы Тарсис: через череду препятствий мужское и женское начала соединяются под сенью божественного — в храме бога Солнца.

Оливье Кюанде, дирижер:

— Работа над оперой-сериа «Тамос, король Египта» стала для Моцарта чем-то вроде творческой лаборатории — в музыке можно различить мотивы его более поздних опер «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Кроме того, создание этого произведения совпало со временем, именуемым в литературной и музыкальной истории периодом «бури и натиска», для которого характерна насыщенная эмоциональность, многообразие цветовых и динамических эффектов. Правда, Моцарт лишь вскользь затронул это течение в искусстве. Тем не менее, его влияние не прошло бесследно: его «тинейджерские» эксперименты  легли в основу дальнейшего развития романтизма и модернизма. Что касается Веберна, то он, очевидно, вдохновлялся произведениями периода «бури и натиска».

Круговая симфония в двух частях, оп. 21 открывает поздний и самый плодотворный период творчества Антона фон Веберна (1883 – 1945), когда композитор успешно выступал в нескольких ипостасях: дирижировал Венским рабочим певческим обществом, читал лекции по вопросам новой музыки, давал частные уроки, много гастролировал по городам Европы. В это время он сочинил свои лучшие произведения, высоко оцененные, в частности, Стравинским. Симфония, оп. 21 стала одним их первых образцов серийной музыки, взращенной Веберном на почве додекафонии. А Концерт для 9-ти инструментов, который Веберн посвятил своему учителю и другу Арнольду Шёнбергу, по праву считается одним из вершинных достижений композитора-новатора —  не столько концертом инструментов в привычном понимании, сколько «концертом идей».

В сезоне 2011/2012 Пермского театра оперы и балета концерт 17 декабря станет вторым совместным выступлением Оливье Кюанде и оркестра MusicAeterna, первое состоялось 4 декабря в рамках цикла камерных концертов в фойе театра «Музыка для нас», когда музыканты исполняли произведения Гайдна и Куртага. С хором MusicAeterna маэстро Кюанде выступит впервые. Главный хормейстер MusicAeterna Виталий Полонский не сомневается, что первый опыт подобного сотрудничества пройдет удачно, в чем убеждает успех концерта 4 декабря. 

поиск