Один из ведущих дирижеров Европы, главный приглашенный дирижер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Оливье Кюанде (Швейцария) совместно с оркестром и хором MusicAeterna представляет Концерт венской музыки, который состоится 17 декабря 2011 года в 19.00. Объединив в одной программе Моцарта, представителя Венской классической школы, и Веберна, апологета Новой венской школы, маэстро Кюанде намерен доказать, что, разделенные 150-летней историей, композиторы по своей творческой сути ближе друг к другу, чем кажется на первый взгляд.
Концерт 17 декабря носит характер творческой лаборатории, что отражается не только на музыкальном материале, но и на драматургии вечера. Опера-сериа Моцарта «Тамос, король Египта» (1771 – 1775), одна из первых в этом жанре в репертуаре композитора, разбита на части, которые перетасованы с миниатюрными композициями Антона фон Веберна, автора едва ли не самых лаконичных и музыкально насыщенных произведений в мировой истории. В программе использованы два известных сочинения Веберна — Круговая симфония в двух частях, оп. 21 (1927 – 1928) и Концерт для 9-ти инструментов, оп. 24 (1931 – 1934). Оливье Кюанде перенастраивает оптику, чтобы свежим взглядом посмотреть на Моцарта, сегодня иной раз оказывающегося заложником собственной популярности, и приблизиться к пониманию редко исполняемого Веберна.
Музыку к драматической пьесе «Тамос, Король Египта» австрийского франкомасона Тобиаса фон Геблера Моцарт (1756 – 1791) начал писать в 15 лет. Работа совпала с первыми годами периода «бури и натиска», ненадолго увлекшего юного композитора, переживающего один из творческих взлетов в своей карьере. Моцарта привлек символический смысл, укрытый в любовной истории египетского принца Тамоса и принцессы Тарсис: через череду препятствий мужское и женское начала соединяются под сенью божественного — в храме бога Солнца.
Оливье Кюанде, дирижер:
— Работа над оперой-сериа «Тамос, король Египта» стала для Моцарта чем-то вроде творческой лаборатории — в музыке можно различить мотивы его более поздних опер «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Кроме того, создание этого произведения совпало со временем, именуемым в литературной и музыкальной истории периодом «бури и натиска», для которого характерна насыщенная эмоциональность, многообразие цветовых и динамических эффектов. Правда, Моцарт лишь вскользь затронул это течение в искусстве. Тем не менее, его влияние не прошло бесследно: его «тинейджерские» эксперименты легли в основу дальнейшего развития романтизма и модернизма. Что касается Веберна, то он, очевидно, вдохновлялся произведениями периода «бури и натиска».
Круговая симфония в двух частях, оп. 21 открывает поздний и самый плодотворный период творчества Антона фон Веберна (1883 – 1945), когда композитор успешно выступал в нескольких ипостасях: дирижировал Венским рабочим певческим обществом, читал лекции по вопросам новой музыки, давал частные уроки, много гастролировал по городам Европы. В это время он сочинил свои лучшие произведения, высоко оцененные, в частности, Стравинским. Симфония, оп. 21 стала одним их первых образцов серийной музыки, взращенной Веберном на почве додекафонии. А Концерт для 9-ти инструментов, который Веберн посвятил своему учителю и другу Арнольду Шёнбергу, по праву считается одним из вершинных достижений композитора-новатора — не столько концертом инструментов в привычном понимании, сколько «концертом идей».
В сезоне 2011/2012 Пермского театра оперы и балета концерт 17 декабря станет вторым совместным выступлением Оливье Кюанде и оркестра MusicAeterna, первое состоялось 4 декабря в рамках цикла камерных концертов в фойе театра «Музыка для нас», когда музыканты исполняли произведения Гайдна и Куртага. С хором MusicAeterna маэстро Кюанде выступит впервые. Главный хормейстер MusicAeterna Виталий Полонский не сомневается, что первый опыт подобного сотрудничества пройдет удачно, в чем убеждает успех концерта 4 декабря.