В Пермском театре оперы и балета продолжаются репетиции второй балетной премьеры сезона 2024/25 — «Орфея» Игоря Стравинского. Новая постановка одного из шедевров музыкального театра ХХ века, над которой работают хореограф Алексей Мирошниченко, дирижер Владимир Ткаченко, художники Альона Пикалова, Татьяна Ногинова и Алексей Хорошев, будет впервые показана 5 и 6 апреля.
Написанный вслед за оперой «Царь Эдип» (1927) и мелодрамой «Персефона» (1934), «Орфей» (1947) продолжает цикл сценических произведений Игоря Стравинского, вдохновленных античными мотивами. Его крестным отцом стал Линкольн Керстайн — по замыслу сооснователя New York City Ballet, новый одноактный балет должен был составить пару сочиненному два десятилетия назад «Аполлону Мусагету» (1928) и идти с ним в один вечер. Одна из вершин неоклассического периода творчества Игоря Стравинского, «Орфей» будет представлен на сцене Пермской оперы в трактовке главного дирижера театра Владимира Ткаченко и руководителя балетной труппы Алексея Мирошниченко, ставшего автором не только хореографии, но и нового либретто.
Алексей Мирошниченко, хореограф-постановщик:
— История великого певца Орфея, спустившегося в подземный мир, чтобы вернуть свою возлюбленную, — древнейший миф, который известен каждому. Со времен Античности философы, художники, музыканты, поэты разных эпох обращаются к нему снова и снова — легенда об Орфее архетипична, в ней закодированы вечные темы и сюжеты. О чем этот миф? Конечно, о взаимопроникновении жизни и смерти, их неразделимости, о двуединстве Эроса и Танатоса. А еще — о природе творчества. Спускаясь в царство Аида, Орфей осуществляет главное предназначение поэта — проникнуть за границу очевидного, приподнять завесу неизведанного, нащупать невидимую связь между мирами, которые на самом деле составляют одно целое. Поэтому одним из главных героев нашего спектакля становится Гермес — коммуникатор, посланник богов, сопровождающий Орфея в его путешествии, единственный, кому позволено быть проводником между миром живых и мертвых.
Владимир Ткаченко, дирижер-постановщик:
— Отточенностью формы, лаконичностью и строгостью письма «Орфей» напоминает совершенный звуковой кристалл. Музыка Стравинского требует от дирижера и оркестра предельной концентрации, особого качества ансамбля и культуры музицирования. Ни на секунду нельзя забывать о том, что эта партитура написана не масляными красками, не акварелью. Ее невозможно сыграть широким мазком. «Орфей» — это гравюра, в которой музыкальный рисунок процарапывается острой сухой иглой.
Премьера «Орфея» Алексея Мирошниченко станет центральным событием программы одноактных балетов, охватывающей три столетия отечественной музыкальной сцены. XIX век представляют «Вариации на тему рококо» Петра Ильича Чайковского в хореографии Алексея Мирошниченко, ХХ век — «Орфей» Игоря Стравинского, XXI век — Ultima Thule лидера современной российской музыки Владимира Раннева в хореографии Славы Самодурова. Лейтмотив вечера — диалог эпох и преемственность традиций российского искусства: все три балета поставлены на музыку «русских европейцев», композиторов, для которых отечественная национальная культура была и остается неотъемлемой частью общемирового культурного пространства.
Над премьерой работают:
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Владимир Ткаченко
Хореограф-постановщик: Алексей Мирошниченко
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Алексей Хорошев
Возрастная категория 12+