23 апреля 2024
Сегодня
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    23
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
04.11.2021
От мрака — к свету. «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова

«Я и не знал, что написал такую хорошую музыку!»1 — изумленно заметил Рахманинов. Собеседник композитора — главный регент Синодального хора Николай Данилин — удивлен не был: готовилась премьера нового произведения — на пульте стояли ноты «Всенощного бдения». Точно ли переданы в воспоминаниях современников добрые слова Рахманинова в свой же адрес, мы никогда не узнаем, но факт, что «Всенощное бдение» — одно из немногих произведений, которыми композитор, известный своей требовательностью, был безоговорочно доволен, не подлежит сомнению.

Премьера произведения, состоявшаяся в 1915-м, за два года до Февральской революции, прошла чрезвычайно успешно. Вопреки традиции, не приветствовавшей аплодисменты хору после исполнения духовной музыки, публика каждый раз устраивала овации. Критика, не всегда хорошо принимавшая Рахманинова-композитора, на этот раз была практически единодушна в похвале. За месяц после премьеры произведение было исполнено еще четыре раза. Сложив все эти факты, даже не слушая «Всенощную», можно сказать: это объективно хорошая музыка и одна из больших удач в биографии композитора. 

Рахманинов1.jpg

Сергей Рахманинов известен прежде всего по Второму фортепианному концерту, До-диез минорной прелюдии, в конце концов, по «Вокализу», однако идея «Всенощного бдения» кажется далекой композитору лишь на первый взгляд. Духовные жанры привлекали его с юности. Уже в 19 лет он написал духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу…». Позже тесно общался с представителями «возрожденческого» движения в церковном пении Александром Кастальским и Степаном Смоленским, сочинил «Литургию Иоанна Златоуста».

Традиция создания авторских «Всенощных», сложившаяся ко второй половине XIX века, позволяла композиторам идти двумя путями: написание произведения в форме оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободные обработки старинных распевов — знаменного, киевского или греческого. Рахманинов в своем «Всенощном бдении» сочетает оба направления: 10 из 15 разделов произведения основаны на старинных песнопениях, оставшиеся пять — номера 1, 3, 6, 10 и 11 — оригинальные мелодии композитора. Однако слушатель никогда не догадается, где одно и где второе, настолько близок оказался Рахманинову старинный песенный колорит.

Использование чужого тематического материала и его вариационная обработка оказались для Рахманинова-композитора вполне естественными: до «Всенощной» музыка прошлого уже встречается в некоторых его произведениях (например, «Цыганское каприччио» и Вариации на тему Шопена). После прием достигнет наивысшей точки воплощения в Вариациях на тему Корелли и Рапсодии на тему Паганини.

«Всенощное бдение» в полной мере показывает, с какой чуткостью Рахманинов обращается с заимствованными темами, как тонко и одновременно оригинально находит фактурные и тембральные средства, делая распевы еще более рельефными, словно освещая их различными ладами и гармониями. С самими же мелодиями распевов Рахманинов обращается достаточно свободно, часто вносит в них изменения. Наряду со знаменитым «рахманиновским аккордом» в партитуре «Всенощной» часто встречаются диссонирующие созвучия, не подчиняющиеся привычным правилам разрешения, «пустые» квинты и кварты.

По строению «Всенощное бдение» — двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№ 2—6) и утрени (№ 7—14). Драматургическую линию произведения можно описать через формулу «от мрака к свету». 

Рахманинов.jpg

Первый номер — «Приидите, поклонимся» — выполняет функцию пролога. С первого возгласа хора слушатель словно погружается в темное пространство храма, где лики святых строго смотрят с икон в золотых окладах. Второй номер — «Благослови, душе моя» — сочинен на мелодию греческого распева. Он открывает вечерню, которая тематически связана с ветхозаветной историей — сотворением мира и грехопадением первых людей. Следующие три номера объединяет спокойный, словно убаюкивающий характер. Четвертый номер — «Свете тихий» — использует мелодию киевского распева. Пятый номер — «Ныне отпущаеши» — один из лирических центров «Всенощной». Любопытно, что Рахманинов хотел, чтобы музыка именно этого скорбного ариозо тенора звучала на его похоронах. В финале же номера у басов есть редкий для мировой хоровой литературы спуск к очень низкой ноте — соль контроктавы. Завершает вечерню спокойная и светлая молитва — «Богородице дево, радуйся».

Вторая композиционная часть «Всенощной» — утреня — начинается с седьмого номера «Слава в вышних Богу». В отличие от созерцательно-повествовательной вечерни, она приобретает уже по-настоящему эпический характер, а порой и оперный драматизм, что неслучайно. В православной службе утреня символизирует наступление новозаветного времени — явление Господа в мир и его будущее воскресение. В следующем, восьмом номере — «Хвалите имя Господне» — Рахманинов объединяет знаменный распев, который поют в октаву альты и басы, с ритмически подвижной, наполненной светом партией сопрано и теноров. Создается почти физическое ощущение движения навстречу друг другу двух мощных сил.

Девятый номер «Благословен еси, Господи» — один из драматургических центров произведения — рассказывает о чуде Воскресения. Повествование идет в речитативной манере, контрастом к речитативу служит неумолимо повторяющаяся тема знаменного распева. Драматизации повествования способствует выделение солирующих голосов: тенор выступает в роли рассказчика, солирующее сопрано символизирует голос ангела. Последние такты этого номера позже появятся в другом произведении Рахманинова — в финале его «Симфонических танцев». В смысле мастерства вариантного преобразования мелодии особенно интересен двенадцатый номер — «Славословие великое», — представляющий собой цикл свободных вариаций. Заканчивается вечерня двумя тропарями — «Днесь спасение» и «Воскрес из гроба». 

Заключительный — пятнадцатый номер «Взбранной воеводе» — по православным канонам относится уже к последнему разделу службы — первому часу. Во «Всенощной» Рахманинова этот номер также выполняет функцию финала. 

До Рахманинова «Всенощные бдения» писали многие: от менее известных нам композиторов XVIII века Артемия Веделя и Степана Дегтярёва до знаменитых Александра Гречанинова и Петра Чайковского. После Рахманинова традиция сочинения «Всенощных» в России оборвалась — революция 1917 года, несомненно, стала тому причиной. В XX веке под влиянием русской культуры оригинальные «Всенощные бдения» создали финский композитор Эйноюхани Раутаваара (1972) и британец Джон Тавенер (1984), но работа Рахманинова до сих пор остается кульминационной точкой развития жанра.


Текст: Александр Трещенков


1Цит. по изд.: Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. — М.: Музыка, 1973. С. 296.
поиск