Уважаемый Александр Александрович, уважаемые коллеги!
С момента учреждения в 1993 году СТД РФ «Золотая Маска» оставалась пространством коллегиального диалога, живой коммуникации профессионалов театрального дела. На протяжении всего этого времени «Золотая Маска» создавала условия для многостороннего обсуждения хода развития российского театрального процесса, обмена опытом представителей самых разных театральных профессий — возможность их свободного диалога заложена в самой структуре «Золотой Маски».
Тридцатилетняя история «Золотой Маски» — это история поиска путей ее улучшения и развития: споры о том, как и в какую сторону должна меняться премия, не утихают с ее основания. Мы искренне верим в то, что обсуждение проекта нового «Положения о российской национальной театральной премии и фестивале «Золотая Маска»» (далее — «Положение»), разработанного внутри СТД РФ, может стать новым этапом этого поиска, и мы — театры Перми и Пермского края — готовы в этом поиске к активному диалогу и сотворчеству.
С тех пор, как в 1996 году премия стала всероссийской, театры Пермского края стали постоянным участником ее программ и добились за последнее время заметных результатов. Сегодня наш регион входит в число лидеров театрального движения страны. Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского, один из старейших музыкальных театров России, отмечен 206 номинациями и 35 «Золотыми Масками». Пермский академический Театр-Театр, который присоединился к фестивальному движению в 2011 году, номинирован 69 раз и награжден 14 «Золотыми Масками». «Балет Евгения Панфилова» — 19-кратный номинант и 4-кратный лауреат премии. Камерный драматический театр «У Моста» — 7-кратный номинант и обладатель спецприза «Золотой Маски». У Пермского Театра кукол 3 номинации и 2 премии. Негосударственный театр кукол «Карабаска» 4 раза становился номинантом «Золотой Маски». Пермская Театральная компания «немхат» дважды входила в список номинантов в категории «Эксперимент». Театры городов Пермского края за последние 5 лет неоднократно отмечены экспертами фестиваля-премии: 5 номинаций у Коми-Пермяцкого драматического театра им. М. Горького (Кудымкар), 4 номинации у Театра драмы им. А. Савина (Лысьва), 1 номинация у Молодежной студии-театра «Доминанта» (Губаха). 320 номинаций и 56 высших театральных наград страны — таким «золотомасочным» капиталом обладает Пермский регион на сегодняшний день, и мы планируем двигаться и развиваться дальше.
Сегодня на правах старожилов и активных участников «Золотой Маски» мы хотели бы предложить свой взгляд на новое «Положение» — взгляд регионального театра.
Исторически «Золотая Маска» была особенно важна именно для регионов. Премия всегда оставалась мощным инструментом выстраивания социально-культурных связей в театральной России: участие в «Золотой Маске» для регионального театра — это возможность ощутить себя частью театрального контекста всей страны, возможность быть услышанным и оцененным не только аудиторией конкретного региона, но и на федеральном уровне. Принятие предложенного проекта «Положения» грозит изменить эту привычную, складывавшуюся десятилетиями картину российского театрального мира. Для театров за пределами Москвы и Санкт-Петербурга «Золотая Маска» всегда была престижным, вдохновляющим, стимулирующим к развитию фестивалем. И дело не столько в соревновательном аспекте и наградах, сколько в том, чтобы быть представленным внутри театральной корпорации и получить независимую профессиональную оценку экспертов театрального сообщества. «Профессионалы — профессионалам»: в свое время в этой формуле Михаил Ульянов точно сформулировал суть и смысл «Золотой Маски».
Престиж и значимость «Золотой Маски» для региональных театров именно в этом — она дает колоссальную энергию развития и определяет планку качества, открывая театрам из регионов доступ к всероссийскому театральному движению и возможность занять в нем свое место.
Согласно проекту «Положения», отныне при рассмотрении Секретариатом СТД РФ окончательного Списка Номинантов Премии учитывается мнение Министерства культуры Российской Федерации. Также предполагается, что в определенные Экспертными советами списки номинантов могут вноситься изменения. На наш взгляд, эти нововведения противоречат изначальному принципу формирования конкурсной афиши, фактически обесценивая главное и ключевое ее свойство: на протяжении 30 лет «Золотая Маска» оставалась единственной театральной премией в стране, присуждавшейся на основании независимой экспертной оценки членов экспертных советов и жюри.
Предложенный проект «Положения» делает механизм работы «Золотой Маски» непрозрачным, размывая основную ценность премии, которой всегда оставалось в первую очередь признание коллег-профессионалов. Это значительно уменьшает привлекательность премии для потенциальных театров-участников, особенно если речь идет о признанных лидерах театрального процесса — и де-факто уравнивает «Золотую Маску» в статусе с другими многочисленными фестивалями и смотрами, проводящимися сегодня в России.
Краеугольный камень нового «Положения» — существенное сокращение количества конкурсов и номинаций. Как мы помним, структура премии неоднократно менялась на протяжении всей ее истории в обратную сторону — и всякий раз за каждой из новых номинаций «Золотой Маски» стояли конкретные люди.
За номинацией «Лучшая работа художнику по свету» — фигура легендарного Олега Шейнциса, автора логотипа и дизайна премии «Золотая Маска». Художник по свету — соавтор спектакля и незаменимый участник театрального процесса, учил Шейнцис. Отменяя номинацию одним росчерком пера, мы, члены театрального сообщества, отменяем и его многолетние усилия по формированию престижа этой профессии.
Выделение отдельной номинации «Лучшая роль второго плана/Оперетта-Мюзикл» в 2014 году являлось, безусловно, важным шагом в развитии премии, и нам кажется важным сохранить эту структурную единицу. Артисты, становившиеся лауреатами премии «Золотая Маска» в оперетте-мюзикле с 1999 года, были отмечены преимущественно за исполнение главных ролей, мужских и женских соответственно. Однако роли второго плана, исполнение которых, особенно в мюзикле и оперетте, порой требует от артистов не меньшего исполнительского мастерства, в таком случае заранее «проигрывали» в силу объективных причин. В драме же разделение актерских номинаций на мужскую/женскую роли и роли второго плана существует с 2013 года, что лишь подтверждает необходимость подобной дифференциации и в конкурсе оперетты-мюзикла.
За номинацией «Лучшая работа композитора» стоит целый феномен отечественного музыкального театра 2010-х-начала 2020-х — и имена Родиона Щедрина, Эдуарда Артемьева, Владимира Кобекина, Александра Пантыкина и многих других выдающихся авторов.
Любая серьезная премия, особенно профессиональная — какой, повторимся, всегда была «Золотая Маска» — это прежде всего инструмент анализа и фиксации живого художественного процесса и тех изменений, которые в нем происходят. Именно они вынуждали «Золотую Маску» планомерно расширять количество номинаций — только так можно было правдиво отражать реальность современного российского театра. Введение номинации «Лучшая работа композитора» было ответом премии на бум современной российской оперы и мюзикла, продолжающийся по сей день, ее отмена фактически предлагает отечественным театрам работать только с классическим репертуаром — произведения наших современников парадоксальным образом оказываются не нужны главной профессиональной премии страны… Что, заметим, одновременно идет вразрез с деятельностью Министерства культуры РФ: при поддержке Минкульта в конце 2022 года Министерством юстиции РФ был разработан и зарегистрирован первый в России профессиональный стандарт композитора, который должен способствовать поддержке и развитию российской композиторской сцены.
Схожим образом новый проект «Положения» выносит за скобки деятельность и драматургов — наследников традиций Островского, Гоголя и Горького… Но без драматургии нет театра: без актуальных текстов наших современников драматическое театральное искусство окажется в состоянии стагнации, перестав реагировать на изменения реальности и исследовать ее. Театр лишится и возможности привлечения новой публики, тех зрителей, которым важно слышать разговор про себя и своих современников, понимать и чувствовать настоящее время.
Вразрез с реалиями сегодняшнего театрального процесса идет и предложение об отмене номинации «Лучший спектакль современного танца». В 1996 году одним из первых номинантов на «Золотую Маску» от Пермского края стал «Балет Евгения Панфилова» — ведущая российская труппа современного танца конца 1990-х — начала 2000-х. С тех пор номинационные списки «Золотой Маски» с каждым годом все более настойчиво говорили о неуклонном росте количества и качества отечественных компаний современного танца — причем в первую очередь в регионах: Челябинске, Краснодаре, Казани, Костроме… Современный танец громко заявляет о себе в тех городах, в которых классические балетные труппы либо отсутствуют, либо работают не так интенсивно, как в столицах. Артистов, выбравших этот вид искусства, сегодня все менее возможно судить по законам, общим с законами балета — у них иная школа, иное представление о том, что такое спектакль и о том, что такое роль артиста в нем. Члены жюри в последние годы не раз отмечали невозможность адекватного профессионального сравнения умений артистов двух видов искусств, когда в объединенных частных номинациях оказывались рядом артисты балета и современного танца. Современный танец в России сегодня — не просто самостоятельный, но наиболее интенсивно развивающийся вид театрального искусства. Новая редакция «Положения» фактически заставляет театральное сообщество забыть о его существовании.
Чреватой серьезнейшими последствиями для региональных театров выглядит ситуация с отменой конкурса «Эксперимент» и номинации «Лучший спектакль малой формы».
Современный российский театр — это сочетание множества разнообразных театральных форм. Практика отечественной сцены последних десятилетий доказала: открытость к новому языку, новым способам актерского существования — ключ к развитию и обогащению театра. Конкурс «Эксперимент» посвящен важнейшему направлению театрального процесса –поисковому, экспериментальному, устремленному в будущее искусства. Но дело не только в этом. Едва ли не важнее другое: статистика результатов премии за последние 10 лет свидетельствует о том, что режиссеры, художники, актеры, дебютировавшие на «Золотой Маске» в номинации «Эксперимент», впоследствии возвращались в конкурсе лучших спектаклей большой и малой формы. Так работал социальный лифт для молодых профессионалов, для многих из которых начало карьеры связано с работой вне традиционной театральной инфраструктуры, вне театров-стационаров. Отмена конкурса «Эксперимент» повлечет за собой маргинализацию их деятельности.
Точно так же отменой понятия «спектакль малой формы» и соответствующей номинации маргинализируется деятельность значительного числа региональных театров — особенно из райцентров и малых городов, где, как известно, театры, способные выпустить спектакли «большой формы» отсутствуют по определению: нет больших залов, отсутствует аудитория, способная их заполнить. Если бы камерные проекты всегда участвовали в «Золотой Маске» наравне с масштабными, пермский театр «У моста», Лысьвенский театр драмы, губахинскаястудия-театр «Доминанта» вряд ли получили бы столь важное для них признание экспертов. Малая и большая формы в принципе трудно конкурируемы; когда же спектакли камерного формата региональных театров ставят в один ряд с премьерами больших форматов столичных театров, шансы на победу и внимание профессионального сообщества у первых серьезно минимизируются.
Чтобы стать одним из лидеров на театральной карте страны по количеству номинаций и наград фестиваля-премии «Золотая Маска», театры Перми и Пермского края прошли огромный путь. И для каждого театра и для края в целом за внушительным количеством премий стоят совершенно определенные, конкретные вещи.
Труд людей.
Вложенные средства: бюджетные — или заработанные театром, то есть принесенные в кассу жителями края и города.
Оценка экспертов — жестких, непреклонных критиков.
Оценка жюри — ранимых, эмоциональных и в конечном итоге восторженных коллег.
И — снова и снова — колоссальный труд огромного количества театральных людей, профессионалов своего дела.
Для всех нас тот принцип, тот способ существования, отбора и оценки наших профессиональных усилий, который предлагала «Золотая Маска» все эти годы — ясен, понятен, прозрачен. Предлагаемый проект «Положения» превращает «Маску» в номинальный приз, что не нужно никому — ни успешным, стабильным столичным участникам театрального процесса, ни активно развивающимся крупным театрам в регионах, ни малым экспериментальным структурам, занимающимся театром по всей России.
На наш взгляд, новые «правила игры» значительно снижают репрезентативность, престижность, актуальность «Золотой Маски», а значит уменьшают и интерес региональных театров участвовать в конкурсной программе фестиваля-премии. Что касается несомненно ценной для региона возможности представлять в рамках фестиваля свои спектакли в столице, то Пермские театры на сегодняшний день обладают достаточным репутационным и финансовым потенциалом, чтобы самостоятельно организовывать гастроли в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города России.
Нам, как региону, для которого «Золотая Маска» стала мощнейшим стимулом развития, важно, чтобы фестиваль сохранил престижность, независимость, по-настоящему внутрикорпоративный дух, остался событием, имеющим авторитет для всего театрального сообщества и его конкретных деятелей. Если для этого необходимы перемены, то мы готовы принять участие в широком обсуждении нового «Положения».
Представители Пермского СТД, «золотомасочные» театры Перми и края, номинанты и лауреаты «Золотой Маски», актеры, постановщики — все, кому небезразлична судьба столь уважаемого и ценного российского фестиваля, готовы к продуктивной совместной работе и диалогу с СТД РФ.
Борис Мильграм, художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра,лауреат премии «Золотая Маска»
Анна Волк, генеральный директор Пермского театра оперы и балеты им. Чайковского
Анатолий Пичкалев, заслуженный работник культуры РФ, председатель Пермского регионального отделения СТД РФ
Михаил Бартенев, поэт, прозаик, драматург
Виктор Шилькрот, художник-сценограф, лауреат премии «Золотая Маска»
Ирэна Белоусова, художник, лауреат премии «Золотая Маска»
Евгений Козин, художник по свету, номинант премии «Золотая Маска»
Даниил Чащин, режиссер, номинант премии «Золотая Маска»
Марк Букин, режиссер
Владимир Никитенков, дирижер, номинант премии «Золотая Маска»
Марат Мударисов, актер Театра-Театра, лауреат премии «Золотая Маска»
Анна Огорельцева, актриса Театра-Театра, лауреат премии «Золотая Маска
Александр Гончарук, актер Театра-Театра, номинант премии «Золотая Маска»
Альберт Макаров, актер Театра-Театра, номинант премии «Золотая Маска»
Ольга Пудова, актриса Театра-Театра, номинант премии «Золотая Маска»
Анна Сырчикова, актриса Театра-Театра, номинант премии «Золотая Маска»
Эва Мильграм, номинант премии «Золотая Маска»
Татьяна Виноградова, дирижер, зав.муз.частью ТТ, лауреат «Золотой Маски».
Дамир Салимзянов, режиссер, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, номинант премии «Золотая Маска»
Дмитрий Разумов, художник, номинант премии «Золотая Маска»
Мария Полыгалова, актриса Театра-Театра, номинант премии «Золотая Маска»
Илья Линович, актер Театра-Театра, номинант премии «Золотая Маска»