25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
15.04.2020
«Откуда растут крылья. Птицы в балете». Образы птиц в балетных постановках мира

Одна из главных особенностей классического балета — его вертикальная направленность. Неотъемлемый атрибут балета — пуанты — собственно говоря, и был придуман Филиппом Тальони в 1832 году для создания иллюзии парения танцовщицы в воздухе. Не случайно Александр Пушкин, описывая манеру танца легендарной балерины Евдокии Истоминой на страницах своего романа в стихах, подчеркивал эффект ее невесомости на сцене: «души исполненный полет», — а спустя более века другой петербуржец — Иосиф Бродский — в знаменитом посвящении Михаилу Барышникову написал: «Усилие ноги и судорога торса/ с вращением вкруг собственной оси/ рождают тот полет, которого душа/ как в девках заждалась, готовая озлиться!»

Балет сам отправляет зрителя в мир птиц: хореографическому словарю близки такие определения, как «полетный прыжок», «воздушная балерина», «парит в воздухе». Каких же пернатых можно встретить на балетной сцене?


22.jpg
«Царевна-Лебедь», Михаил Врубель
1900


ЛЕБЕДЬ

«Лебединое озеро»
Музыка: Петр Чайковский
Хореография: Мариус Петипа, Лев Иванов
Премьера: 15 (27) января 1895 года, Мариинский театр (Санкт-Петербург)

В перенесенной на сцену романтической легенде о девушке, превращенной в лебедя злым волшебником Ротбартом, оживает целое лебединое царство. Главная героиня — Одетта — в образе лебедя воплотила всё самое прекрасное, что может быть в человеке. В роли ее антагониста выступает черный лебедь Одиллия. На заре ХХ века эти две партии исполнялись разными танцовщицами, а не одной, как сегодня.


«Умирающий лебедь»
Музыка: Камиль Сен-Санс
Хореография: Михаил Фокин
Премьера: 22 декабря 1907 года, Мариинский театр (Санкт-Петербург)

Фокин сочинил этот номер для Анны Павловой, которая была известна не только как гениальная балерина, но и поклонница лебедей. «Умирающим» лебедь стал не сразу, а после того, как танцовщица приколола на белоснежную пачку рубиновую брошь, похожую на капельку крови. Так миниатюра обрела новый смысл, превратившись в трагедию о хрупкости и ранимости красоты.

По-иному трактовала этот номер Майя Плисецкая (хореографическая редакция Суламифь Мессерер, 1941). В ее исполнении раненый лебедь — сильная и волевая птица, не желающая умирать, но смело смотрящая в глаза смерти.

Не менее любопытен мужской взгляд на знаменитую миниатюру — в современном прочтении хореографа Мауро де Кандия и в исполнении Владимира Малахова (2010): гордая птица танцует приношение бессмертной красоте. Возможно, поэтому лебедь Малахова не падает смиренно в конце номера, а стоически принимает судьбу, обращая руки-крылья к желанному небу.

А вот «Умирающий лебедь» в интерпретации Раду Поклитару (2004) — птица другого полета. Номер был поставлен для Ивана Васильева, тогда еще студента хореографического колледжа в Минске, а вскоре вошел в репертуар солиста Мариинского театра Игоря Колба. Пермскому зрителю эта трактовка известна в исполнении Ивана Порошина. В обычном пиджаке, брюках и шляпе артист появляется на сцене в образе слегка потрепанного гуляки, который под воздействием классической музыки преображается в эффектного мужчину.

Одна из последних интерпретаций фокинского шедевра — постановка американского танцовщика Лила Бака (настоящее имя — Чарльз Райли), в 2011-м органично соединившего лексику классического балета с танцевальным стилем джукинг.


1.jpg
(слева) Анна Павлова — балерина с душой лебедя
(справа) Лебедь Владимира Малахова отнюдь не похож на умирающего


«Шурале»
Музыка: Фарид Яруллин
Хореография: Леонид Якобсон
Премьера: 12 марта 1945 года, Татарский государственный оперный театр (Казань)

Балет-близнец «Лебединого озера». Охотник Батыр отбивает у злодея Шурале, управляющего лесной нечистью, красавицу деву-птицу Сюимбике. Отличие татарского варианта от немецкой романтической легенды в том, что здесь героиня сама не желает расставаться с крыльями и способностью к полету, несмотря на отважную любовь Батыра. Впоследствии в музыку были внесены изменения, да и сам балет приобрел более героический характер и переименован в «Али-Батыр».


23_2.jpg
«Шурале» — более приземленный вариант
«Лебединого озера»


«Лебедь и Леда»
Музыка: Камиль Сен-Санс, традиционная японская музыка
Хореография: Морис Бежар
Премьера: 1978 год

В творчестве Майи Плисецкой лебедь предстает не только в ипостаси «умирающего» или Одетты-Одиллии. В 1978 году Морис Бежар поставил для нее и солиста труппы «Балет ХХ века» Хорхе Донна номер «Лебедь и Леда». Использовав традиционную японскую музыку и сочинение Сен-Санса, Бежар объединил две легенды: древнегреческую (о превращении Зевса в лебедя ради встречи с Ледой) и японскую (о любви рыбака к вещей птице).


24_5.jpg
Балет Бежара «Лебедь и Леда» объединил
две легенды Запада и Востока


«В сторону Лебедя»
Музыка: Леонид Десятников
Хореография: Алексей Мирошниченко
Премьера: 2006 год, Мариинский театр (Санкт-Петербург)

На протяжении тринадцати минут дуэт танцовщиков в черном трико и с бирками на ногах на фоне огромного черно-белого штрих-кода соединяет в танце характерные птичьи повадки с балетными па. Начало переходит в конец, конец — в начало. Утверждается вневременной хронотоп. Десятников и Мирошниченко отталкивались не только от коронного номера Анны Павловой, но и от цикла Марселя Пруста и конкретно романа «В сторону Свана».

В 2014-м хореограф вновь обратился к музыке Сен-Санса и поставил еще один дуэт — «Умирающий лебедь» — о верности этих птиц.

24_6.jpg
Опус Мирошниченко «В сторону Лебедя» начинается с того, чем заканчивается
знаменитый номер «Умирающий лебедь»


«Лебедь»
Музыка: Петр Чайковский
Идея и хореография: Люк Петтон
Премьера: декабрь 2011 года, Théâtre national de Chaillot (Париж)

Идея спектакля-эксперимента по мотивам «Лебединого озера» вынашивалась Люком Петтоном много лет. Увлеченный и танцем, и орнитологией, он хотел воплотить эти две страсти в чем-то цельном. Так появился проект «Лебедь»: перформанс с участием танцовщиц и птиц. Партнеров-лебедей в буквальном смысле взращивали и приучали к танцу с момента вылупления из яйца (первоначально Петтон пробовал свою идею на воронах и скворцах).

24_4.jpg
Прежде чем воспитать поколение артистов-лебедей, Люк Петтон пробовал
свою идею на воронах и скворцах


ГОЛУБАЯ ПТИЦА

«Спящая красавица»
Музыка: Петр Чайковский
Хореография: Мариус Петипа
Премьера: 3 января 1890 года, Мариинский театр (Санкт-Петербург)

Герой одноименной сказки мадам Мари-Катрин д’Онуа Голубая птица, по задумке Петипа, появляется на свадебном балу Авроры и Дезире со своей возлюбленной, принцессой Флориной. Постановщики балета-феерии первоначально оснастили костюм героя перьями, однако со временем его туалет становился всё более условным, зато танец более виртуозным.

В 2014 году хореограф Алексей Мирошниченко сделал Голубую птицу и принцессу Флорину главными персонажами своего спектакля и воссоздал в нем модель «большого балета» Петипа 1890-х годов.


ЖАР-ПТИЦА

«Жар-птица»
Музыка: Игорь Стравинский
Хореография: Михаил Фокин
Премьера: 25 июня 1910 года, Grand Opéra (Париж)

В начале XX века на сцену ворвалась волшебная жар-птица. Искрящаяся музыка Стравинского и новый хореографический язык Фокина не имели ничего общего с лирикой XIX столетия. Работая над заказом Сергея Дягилева, постановщики усмотрели в фольклорном образе жар-птицы сходство с огненным Фениксом, а художник Лев Бакст создал костюм с излюбленными восточными мотивами: платье дополняли шаровары; головной убор был украшен перьями и жемчужными нитями, в волосы вплетены длинные косы. Для Тамары Карсавиной партия Жар-птицы стала знаковой в карьере.

В дальнейшем образ жар-птицы многократно будоражил воображение хореографов. Вот лишь избранные имена: Джордж Баланчин (1949, New York City Ballet), Морис Бежар (1960-е, Швеция), Борис Эйфман (1975, Ленинградский ТОИБ им. Кирова, ныне — Мариинский театр), Джон Ноймайер (1983, Ballett der Wiener Staatsoper), Джеймс Куделка (2000, копродукция The National Ballet of Canada, Houston Ballet и American Ballet Theatre), Алексей Ратманский (2012, American Ballet Theatre), Алексей Мирошниченко (2017, Пермский театр оперы и балета).


2.jpg
(слева) Жар-Птица Бакста прожигает бумагу при одном взгляде на нее
(справа) Нина Ананиашвили и Андрис Лиепа в проекте-реконструкции
антрепризных балетов Дягилева «Русские сезоны XXI века»


«Конек-Горбунок»
Музыка: Родион Щедрин
Хореография: Александр Радунский
Премьера: 4 марта 1960 года, Большой театр (Москва)

Работа над музыкой к балету «Конек-Горбунок» по мотивам сказки Петра Ершова стала важным этапом в творчестве Родиона Щедрина. Как сам он признавался: «Я «поймал» в свои музыкантские руки неземную Жар-птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена». Одним из главных метасимволов, характерных для сочинений композитора, в этом балете стала очаровательная Царь-девица, которая появляется впервые на сцене с целой свитой жар-птиц. Для усиления эффекта ее красоты и плавного парения автор наделил героиню чертами романтической Одетты, печальной врубелевской Царевны-лебедя и загадочной Жар-птицы.


БЕЛЫЙ ГОЛУБЬ

«Два голубя»
Музыка: Андре Мессаже
Хореография: сэр Фредерик Аштон
Премьера: 14 февраля 1961 года, The Royal Ballet Covent Garden (Лондон)

В постановке одного из основателей современной школы английского балета Фредерика Аштона два белых голубя — это образы-символы вспыльчивой влюбленной пары: художника и его натурщицы. Юноша и Девушка то ссорятся по пустякам, то тут же мирятся. Выпускаемые на сцену птицы призваны иллюстрировать душевное состояние героев и развитие сюжета. Так, когда между Юношей и Девушкой царит полная гармония, голуби воркуют на тросточке, как только герои расстаются — одна из птиц покидает сцену.


3.jpg

(слева) Автор «Двух голубей», композитор Андре Мессаже был ещё и дирижером Ballets Russes Дягилева
(справа) Птенцы гнезда Анштона: момент идиллии между «двумя голубями»


«Белый голубь»
Музыка: Богдан Троцюк
Хореография: Сулейман Бурханов
Премьера: май 1968 года, Пермский театр оперы и балета 

Спектакль, поставленный для учащихся Пермского хореографического училища, — дебют композитора Богдана Троцюка и начинающего балетмейстера Сулеймана Бурханова. По сюжету, дети из разных стран отправляются на поиски похищенного злоумышленниками Белого голубя, символа мира и согласия. На своем пути они встречают Черного коршуна — «лжеголубя», — в поступи которого сквозят угловатые и жесткие движения хищной птицы.


ПЕТУШКИ

«Тщетная предосторожность»
Музыка: народные французские мелодии
Хореография: Жан Доберваль
Премьера: 1 июля 1789 года, Grand Théâtre de Bordeaux (Бордо)

Лебедь Чайковского не был первой птицей на балетной сцене. В одном из первых французских балетов на бытовую тему «Тщетная предосторожность» фигурируют более приземленные создания — петушки. В конце XVIII века в балетных спектаклях наряду с петушками-артистами на сцену выходили и настоящие птицы.

26_6.jpg
Лебедь был не первой птицей на балетной сцене


«Золотой петушок»
Музыка: Николай Римский-Корсаков
Хореография: Алексей Ратманский
Премьера: 28 сентября 2012 года, The Royal Danish Ballet (Копенгаген)

Сюжет оперы Римского-Корсакова по мотивам сказки Пушкина в царской России был принят как сатира на правительство и перекочевал в музыкальной редакции Николая Черепнина в антрепризу Сергея Дягилева. Спустя век хореограф Алексей Ратманский обратился к спектаклю на эту тему, воссоздав оригинальные декорации и костюмы Натальи Гончаровой. Партию Золотого петушка он сочинил в расчете на супертехничную балерину Лену-Марию Грубер: можно только удивляться тому, как ей удается застывать в воздухе в сложном прыжке.


4.jpg
(слева) Костюм из первой постановки «Золотого петушка» времен Дягилева
(справа) «Золотой петушок» Алексея Ратманского — птица хищная и опасная


КАНАРЕЙКА

«Спящая красавица»
Музыка: Петр Чайковский
Хореография: Мариус Петипа
Премьера: 3 января 1890 года, Мариинский театр (Санкт-Петербург)

Чайковский и Петипа подарили миру балета и другой образ птицы. В прологе Фея Резвости появляется в обличии щебечущей канарейки — торжество обаяния и юной беспечности. В партии Феи Резвости, как и других фей, Петипа представляет свое понимание женского танца, эффект которого зависит не столько от силы ног, величины прыжка или быстроты вращений, сколько от поворота головы, движения глаз, пальцев руки, плеч.

26_2.jpg
Озорница Канарейка
из первой постановки «Спящей красавицы»


ЧАЙКА

«Чайка»
Музыка: Родион Щедрин
Хореография: Майя Плисецкая (ассистент Ирина Якобсон)
Премьера: 27 мая 1980 года, Большой театр (Москва)

Говоря о хореографическом решении образов, музыкальный критик Лиана Генина различает по значениям ряд «орнитологических» движений: «Жесты Аркадиной напоминают пластику горделивой птицы; Маша трепещет «перьями» заломленных пальцев, Треплев в своих монологах как бы пытается взлететь, но не может — здесь возникают ассоциации с пластикой «раненой птицы». Непривычная пластика танца Мировой души, которая характеризуются изломами в движениях (выворачиванием корпуса), сочетанием движений контрастных движений (свернутое положение тела (croise) в сидящем положении и порывистый бег с вскидыванием вверх рук, сжатых в кистях в кулак), проявится во II действии в танце Заречной (как воспоминания о прошлом)». В музыке балета этот образ-символ воплощается благодаря изобретению Щедрина — «симфонизации крика Чайки».

28_1.jpg
Чайка по имени Майя


«Чайка»
Музыка: Дмитрий Шостакович, Эвелин Гленни, Петр Чайковский, Александр Скрябин
Хореография: Джон Ноймайер
Премьера: 16 июня 2002 года, Hamburg Ballett (Гамбург)

Действие своей «Чайки» Джон Ноймайер переместил в балетный мир начала XX века. Аркадина у него трансформировалась в прима-балерину эпохи Кшесинской, Тригорин ассоциируется с братьями Легатами, «превратившими достижения Петипа и Иванова в застывшие догмы», Заречная — начинающая танцовщица, а Треплев — создатель русского балетного авангардизма (в качестве его прототипа хореограф выбрал Касьяна Голейзовского). Образ и символ чайки предстает в спектакле в разных формах: в виде белой птицы-оригами, которую складывает из бумаги в начале балета Костя Треплев, дуэтного танца чаек — Нины и Кости, а также двух балетных миниатюр, подобных «картине в картине». Первая, «Смерть чайки»: Аркадина — «кокетливая красавица» в русском кокошнике, прикидывающаяся «умирающим лебедем»-Павловой, и Тригорин в роли охотника-Актеона. Вторая, «Душа чайки», пластически связана с известной миниатюрой Голейзовского «Печальная птица» на музыку Равеля.


28_3.jpg
Миниатюра «Душа чайки» в балете Ноймайера отсылает
к номеру «Печальная птица» Голейзовского


СИНЯЯ ПТИЦА

«Синяя птица»
Музыка: Илья Сац, Михаил Раухвергер
Хореография: Борис Ляпаев
Премьера: 2 января 1983 года, Московский детский музыкальный театр им. Н. И. Сац

Музыку к будущему спектаклю «Синяя птица» по мотивам волшебной сказки Метерлинка юная Наталия Сац впервые услышала в своем доме. Ее отец, композитор Илья Сац, сочинил ее для Московского художественного театра по заказу Константина Станиславского. Созданный им музыкальный образ птицы счастья занимает равное положение с другим символом МХТ — чеховской чайкой. Спустя десятилетия Синяя птица расправила свои крылья над крышей Детского музыкального театра и стала его талисманом. А на сцене театра — в одноименном балете для детей — она вновь увлекает юных зрителей на поиски заветной мечты.

28_4.jpg
«Синяя птица» в Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац


«Синяя птица»
Музыка: Павел Турсунов
Хореография: Морихиро Ивата
Премьера: 23 декабря 2011 года, Пермский дом народного творчества

Символ ускользающей красоты предстает в постановке экс-солиста московского Большого театра, а ныне хореографа Морихиро Иваты как прекрасная райская птица, очаровывающая зрителей грациозным танцем. В то же время осязаемый образ легко превращается в иллюзорный силуэт, наполняя весь спектакль аллегорическими смыслами о призрачности счастья.


28_6.jpg
Синюю птицу Морихиро Ивата поймал в Перми.
Отсюда постановка была перенесена на сцену
Бурятского театра оперы и балета


ПАВЛИН

«Щелкунчик»
Музыка: Петр Чайковский
Хореография: Кент Стоуэлл
Премьера: 13 декабря 1983 года, Seattle Opera House (Сиэтл, США)

В совместной постановке Кента Стоуэлла и Мориса Сендака для труппы Pacific Northwest Ballet павлин появляется в одном из снов Клары. Мышиный король повержен, и в честь влюбленных Клары и Принца в восточном дворце на морском берегу дают бал. Горделивый павлин, выпущенный из золотой клетки, распустив свой прекрасный хвост, на этом торжестве исполняет танец с испанскими мотивами.


«Душа павлина»
Музыка: традиционная китайская музыка
Хореография: Ян Липин
Премьера: 1986 год

Миниатюрная китаянка Ян Липин еще в ранней юности полюбила этих дивных птиц. Роскошная птица со всеми ее повадками предстает перед зрителями исключительно благодаря неповторимой пластике рук танцовщицы.

28_2.jpg
Павлин в исполнении Ян Липин


АИСТ

«Аистенок»
Музыка: Дмитрий Клебанов
Хореография: Юрий Григорович
Премьера: 1948 год, Дом культуры им. A. M. Горького (Ленинград / Санкт-Петербург)

Поучительный спектакль рассказывал советской детворе о том, как маленький аистенок, оставшийся без матери и выхоженный пионерами, во время зимовки в Африке спасает местных зверят и негритенка от жестокого плантатора.

28_5.jpg
«Аистенок» возвестил миру о появлении в СССР
нового 
молодого балетмейстера —
Юрия Григоровича


СОЛОВЕЙ

«Соловей и роза»
Музыка: Брайт Шенг
Хореография: Кристофер Уилдон
Премьера: 8 июня 2007 года, New York City Ballet (Нью-Йорк)

К образу певчего соловья из сказки Андерсена обращались Леонид Мясин и Джордж Баланчин, будучи хореографами труппы Дягилева. Спустя почти век невзрачной на вид, но исполняющей божественные трели птицей заинтересовался британец Кристофер Уилдон. В качестве литературного источника он выбрал новеллу Оскара Уайльда «Соловей и роза» — о бессмысленной жертве птицы ради ненастоящей любви. Партию Соловья исполнила Венди Уилан. Один из самых трогательных моментов спектакля, когда героиня своими движениями передает боль от вонзающихся в ее стопы колючих шипов, напоминающую муки молчаливой Русалочки.


30_5.jpg
«Соловей» Кристофера Уилдона пробирается сквозь колючие кусты роз


ЖУРАВЛЬ

«Журавлиная песнь»
Музыка: Лев Степанов, Загир Исмагилов
Хореография: Нина Анисимова
Премьера: 1944 год, Башкирский государственный театр оперы и балета (Уфа)

Для башкирского этноса журавль с древних времен является священной птицей. Поэтому, когда в 1940-е возникла идея создания национального балетного спектакля, в кандидатуре главного героя никто не сомневался. Трехактный балет, поставленный петербурженкой Ниной Анисимовой, основан на башкирской легенде о том, как спасенная от преследования охотника Арсланбая стая журавлей помогает своим избавителям — влюбленной паре Зайтунгули и Юмагулу — преодолеть все препятствия на пути к обретению счастья. Среди балетоманов принято считать, что «Журавлиная песнь» был первым балетным спектаклем, который увидел совсем еще юный Рудольф Нуреев. 

30_3.jpg
Существует байка о том, что «Журавлиная песнь» была первым балетом,
который увидел юный Рудольф Нуреев


«Сны о Японии»
Музыка: Л. Ето, Н. Ямагучи, А. Тоша
Хореография: Алексей Ратманский
Премьера: 7 января 1998 года, Большой театр (Москва)

Проект «Сны о Японии», созданный Алексеем Ратманским по заказу Нины Ананиашвили, не только принес первую балетную «Маску» Большому театру, но и открыл танцовщика Дмитрия Гуданова. Спектакль состоит из семи миниатюр — по числу солистов-исполнителей. Гуданову достался образ «девушки-журавля, плачущей о несчастной судьбе». Его пронзительный танец отличает мастерское владение приемами традиционного японского театра, птичьими повадками и пластикой современного танца. 


30_4.jpg
Партия Журавля в «Снах о Японии» стала
знаковой для Дмитрия Гуданова


ФЛАМИНГО

«Алиса в Стране чудес»
Музыка: Джоби Тэлбот
Хореография: Кристофер Уилдон
Премьера: 28 февраля 2011 года, The Royal Ballet Covent Garden (копродукция с The National Ballet of Canada)

В дорогостоящей постановке по мотивам мирового хита Уилдон пошел по бёртоновским тропам. Такого количества спецэффектов и разножанровых элементов в одном спектакле балетный зритель вряд ли когда видел. Спектакль потрясает красочностью, стремительностью развития событий, интересными решениями главных персонажей. Танец властной Королевы Червей — добрая пародия на адажио принцессы Авроры с четырьмя кавалерами. А вот участь фламинго незавидна: утонченным птицам предстоит во время крокета забить своей головой в ворота не шары, а колючих ежей.


5.jpg

Розовый Фламинго (как в балете «Алиса в Стране чудес») всегда украшение сцены


ВОРОНА

«Девушка-ворона»
Музыка: Габриэль Яред
Хореография: Уэйн МакГрегор
Премьера: 24 мая 2013 года, The Royal Ballet Covent Garden (Лондон)

Совместная постановка Уэйна МакГрегора и автора бестселлера «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггер посвящена излюбленной теме хореографа — исследованию границ возможностей человеческого тела и его способности трансформироваться с помощью современных технологий. Рожденная в результате союза почтальона и птицы, девушка мечтает лишь об одном — иметь крылья и подняться в небо. Ее мечту осуществляет прогрессивный хирург: во время сложнейшей операции он вживляет в тело героини вместо отрезанных рук крылья-протезы.


30_2.jpg
Девушка-ворона Уэйна МакГрегора — дитя науки и балета


Обзор: Ирина Архипенкова



поиск