26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
25.02.2021
«Парма» запела. Пермский театр оперы и балета представил публике новый хор
Parma Voices — амбициозный проект главного хормейстера театра Евгения Воробьёва: хор, специально, как сейчас говорят, «заточенный» под концертную деятельность. Евгений Воробьёв справедливо полагает, что для участия в операх и для концертов певцы должны обладать разными качествами; более того, в зависимости от программы концерта должны быть разные составы хора. Качественный оперный хор в театре уже есть (недавняя премьера «Любви к трём апельсинам» (12+) это убедительно доказала), теперь очередь концертного. Костяк Parma Voices составили голоса из оперного хора; по словам Евгения Воробьёва, этих певцов нельзя назвать «лучшими», они просто более «концертные».

Презентация нового коллектива состоялась 19 февраля. Репертуар был избран такой, чтобы хорошо представить возможности нового хора в разных составах: здесь была музыка от начала XIX века до конца ХХ — почти с 200-летним разбегом; были произведения для мужского, женского и смешанного хора, для хора с солистами; a cappella и с инструментальным сопровождением (6+).

Первый «удар» зрительского внимания по-джентльменски взяли на себя мужчины. «Респонсорий и гимн» Феликса Мендельсона достойно представил мужской состав хора: эффектная перекличка хора и солистов под красивый и сдержанный инструментальный звук виолончели и контрабаса — наилучший способ настроить зал на восприятие гармонии.

_RCnqzXw.jpeg
Фото: Андрей Чунтомов

Следующий шаг был сложнее: «Хоровые гимны из «Ригведы». Третья группа» Густава Холста для женского хора в сопровождении фортепиано отличаются непростыми «восточными» гармониями.

Первое отделение завершилось «Духовным концертом» Николая Сидельникова, который своей мощью и продуманной сложностью буквально ошеломил зал. Концерт написан в традициях русских церковных хоров (с поправкой на ХХ век), поэтому здесь требуется мощная басовая опора. Basso profondo, известный в мире как «русский бас», в наше время встречается реже, чем контртенор, но здесь такие басы были — рокотали целых три певца, правда, двое оказались приглашёнными из столиц. Это, впрочем, не упрёк новому хору, а, скорее, комплимент его руководителю: пермяки уже привыкли, что концертные коллективы должны создаваться специально под программу, с учётом требований композитора, и для этого необходимо хорошо знать всех музыкантов в мире и его окрестностях, да ещё и уметь с ними договариваться — Евгений Воробьёв, судя по этому концерту, знает и умеет.

Особое внимание привлекла солистка Юлия Сучкова, обладающая не только сильным голосом с большим диапазоном, но и интересным тембром.

Всё второе отделение было посвящено Мессе для двойного хора Франка Мартена — это музыка, которую принято называть «большой»: она объёмная и сложная; церковные традиции сочетаются здесь с модными течениями и веяниями начала ХХ века. Из всех произведений, прозвучавших в этот вечер, именно месса ближе всего к тому, что принято называть «ангельским пением».

Зал был полон, насколько это возможно с учётом «ковидных» ограничений. Публика была отборная, светская; аплодисменты — длительные и восторженные. Кроме прочего, публика приветствовала старых знакомых: виолончелиста Игоря Бобовича, контрабасиста Дилявера Менаметова, пианистку Кристину Басюл — все они известны пермякам со времён MusicAeterna; оттуда же и некоторые певцы хора, например, Александр Егоров и Евгений Икатов; оба в новом сезоне стали солистами оперной труппы, но богатое хоровое прошлое тоже идёт на пользу им и театру.

aFj0SCZg.jpeg
Фото: Андрей Чунтомов

Текстовая основа произведений была в основном классическая, церковная — латинская или славянская, за исключением «Гимнов из «Ригведы». Что ж, это объяснимо: хор — главный «музыкальный инструмент» церковных богослужений, церковной и подобной ей музыки для хоров написано больше всего. Даже «бис» был из того же смыслового ряда — спели Attende Domine Пьера Виллета, ещё одну вариацию на классические латинско-церковные темы. На протяжении всего концерта Parma Voices исследовали эту музыку — её традиционные основы и современные преломления, и дали слушателям прочувствовать её разнообразие.

С вокалом у нового хора всё в порядке; все, кто за него переживал, могут выдохнуть. Но нельзя не заметить, что нынешний концертный хор Пермской оперы подчёркнуто академичен. Его презентация — манифест строгого классического стиля. Певцы неподвижно стоят с папочками, лица ничего не выражают. Возможно, избранная программа требует такого подхода, но ведь мы говорим о презентации, о декларации намерений. Неужели вся концертная деятельность нового коллектива будет выдержана в этом ключе? Поклонники хора MusicAeterna привыкли к большему разнообразию.

Следующее выступление Parma Voices — Пасхальный концерт (6+) — запланировано на апрель. В целом планы у Евгения Воробьёва обширные и разнообразные: уже идут переговоры о гастрольной деятельности и с композиторами — о написании специальной музыки для хора. Более того: одно произведение специально для этого хора уже написано, и Евгений Воробьёв продумывает контекст, в котором его можно достойно представить.


Текст: Юлия Баталина, «Новый компаньон»
поиск