24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
03.01.2021
Плясали, плясали да выплясали
Одноактовка, вышедшая в Пермском театре оперы и балета, называется просто: «Озорные песни». Но, говорят, как только это не переиначивают. «Песни» не приживаются. Другое дело — какие-нибудь «озорные пляски». Ошибка характерная: хореограф Антон Пимонов много сделал, чтобы любое слово, связанное с танцем, перебивало оригинальное название.

Маленькое сочинение на музыку Франсиса Пуленка стало представлением Антона в новом качестве. С сентября 2020 года он руководит балетной труппой Пермского театра. Непарадная одноактовка, поставленная на шестерку молодых солистов, целиком состав Вечера одноактных балетов, в который попали «Озорные», — декларация о намерениях.

Особенно любопытно она смотрится в сложившихся обстоятельствах. В июне 2019 года отбыл в Петербург маэстро Курентзис, один из движков «пермского чуда». К лету 2020-го ушел и Алексей Мирошниченко, руководитель балета с 2009 года. Прошлый сезон по независящим обстоятельствам почти пропал. И без того скромные планы пострадали от локдауна, театр успел выпустить только возобновление балетного вечера 2014 года и детскую оперу. Сезон 2020/2021 начался с новыми лидерами в обеих труппах и необходимостью пересобирать лицо.

NYVEYLyg.jpeg
Фото: Антон Завьялов


ВПИСАТЬСЯ

Пермский балет — особый случай среди российских балетных компаний. Кровная связь с петербургскими традициями. Один из первых театров в стране, взявшихся за неоклассику. Многолетняя работа с хореографией Джорджа Баланчина. Узнаваемая манера, танцовщики, имеющие равный опыт и в редакциях Петипа, и в американской неоклассике, и в поставленной на них оригинальной хореографии.

Для такой труппы Антон Пимонов — возможно, оптимальный (наверняка узнаем через несколько лет) выбор. Пимонов-танцовщик прошел вагановскую школу, поступил в Мариинку в нулевые и работал во времена, когда там осваивали неоклассическое наследие. Начав в 2010-е ставить, продемонстрировал уже личный интерес к меняющемуся языку пуантового танца. В оригинальных спектаклях для Мариинского мелькала тень все того же Баланчина и развивались его принципы: внимательный анализ музыки, хореография, высвечивающая устройство партитуры.

Неудивительно, что свою дебютную премьеру в Перми Пимонов разместил между двумя одноактовками, демонстрирующими разные стратегии неоклассического балета. Лиричная и рассчитанная до мелочей, минималистичная «Серенада» — строгость danse d’ecole и диалог с прошлым. Джазующие и избыточные «Рубины» — балет, идущий на сближение с «простецкими» направлениями, эффекты, взятые уже не из дворцовой церемониальности, а из витальности мюзик-холла. «Озорные песни» оказались комбинацией: неистовые танцы, не выбивающиеся из правил.

«Песни» показали и возможную стратегию Пимонова-руководителя: ставка на силы труппы, работа с существующими достоинствами. Для Пермского балета, право первой ночи в котором при Алексее Мирошниченко в последние несколько лет стабильно уходило к заезжим артистам, это может оказаться важным изменением. В балетной среде уже звучит имя молодой балерины Полины Булдаковой, не раз показавшей, что она способна быть не менее интересной, чем признанные танцовщицы. Возможно, пара сезонов с новым руководителем — и узнаваемых людей, выросших в самой труппе, станет больше.

182klFnw.jpeg
Фото: Антон Завьялов


ПЕСНИ-ПЛЯСКИ

Итак, «Озорные песни» — маленький неоклассический балет на шесть солистов, поставленный на нетанцевальную музыку Франсиса Пуленка. Название досталось от основного музыкального источника, вокального цикла на анонимные тексты XVII века. Русское «озорные» немного сбивает; точнее было бы «шаловливые» — Пуленк использовал стихи о любви (и не возвышенной) и радостях вроде хорошей выпивки. Пимонов практически игнорирует тексты. В его «Песнях» есть отношения двоих, лирика, чувства, но в дистиллированном виде. Никаких непристойностей — зато море озорства, молодости, сил.

Формально «Песни» бессюжетны. Нет единой истории и даже ее зачатков. Есть тема и ее вариации. Каждый из одиннадцати музыкальных сегментов связан с маленькой сценкой, наброском. В центре Она и Он; флиртуют, милуются, вспыхивают, тоскуют, расстаются — весь возможный спектр отношений, уложенный в двадцать две минуты. Ровно по сакраментальному «женщина и мужчина на сцене — уже сюжет». Однако отсутствие единой линии не равно отсутствию движения; у «Песен» есть внутренний маршрут. Его обеспечивает заново собранный музыкальный план.

Хореограф почти целиком использует одноименный постановке вокальный цикл Пуленка. Он перетасовывает части, создает новую композицию, отвечающую логике классического танца и воспроизводящую (вольно или нет) один из возможных сценариев отношений в паре. В оригинальном плане «Песен» попарно чередуются быстрые и медленные сегменты — интерес скорее к процессу, к сопоставлению, а не к результату. Пимонов собирает триаду: стремительное начало, лиричная середина, энергичный финал. Для этого ему понадобились другие опусы Пуленка. Вкрапления из «Трех вечных движений» и «Неаполя» возникают в умеренной второй части, дают возможность «сделать вдох», остаться на сцене только фортепианным аккордам и задумчивым, протяжным танцам. А Vite из «Трех пасторалей» запускает бег последней части, готовит кульминацию, которой должен завершиться балет в классической манере.

На этом работа с музыкой не завершается. Операция, проделанная Пимоновым, напоминает сценические взаимоотношения Баланчина и Стравинского: хореографические акценты меняют восприятие музыки, заставляют найти в ней то, что ухо не всегда ловит. Пимонов слышит музыку Пуленка как подвижную, остроритмическую и — почти народную. Его хореография основана на классическом словаре и при внимательном рассмотрении достаточно строга. Но скорость, сложность элементов, обилие диагональных линий, внедрение характерных движений превращают неоклассический танец в неистовый, взвихренный, совершенно русский по духу пляс. Здесь водят хороводы на пуантах, выбрасывают натянутые носки в центр круга, создавая подобие то ли гулянки, то ли ритуала. Пускаются в мелкий, с притопом перепляс, встроенный в череду лаконичных балетных шагов. Взлетают в поддержках-рыбках. Хореографический текст «Озорных песен» празднует саму стихию танца — изменчивую, быструю, кружащую. Это балет, каким он стал в XX веке после встречи со многими своими «родственниками», танцами в шоу и на эстраде, балет, не чурающийся фольклорных аллюзий, — и то, что пермская труппа умеет и может делать после стольких лет самой разной зарубежной неоклассики в репертуаре. А медленные части Пимонов строит так, что в них видно влияние Джерома Роббинса: бессюжетный балет, соединенный с хорошей мелодраматической игрой. Каждый сегмент длится немного больше минуты. За это время отдельными штрихами — взглядами, поворотами головы, выразительными жестами — создается крошечная, но ясно прорисованная история пары, тех самых женщины и мужчины, чья встреча уже сюжет. И это демонстрирует еще одно умение пермяков, пришедшее и из особенностей русской школы, и из свежего опыта работы, десятилетия Алексея Мирошниченко, который подробно разрабатывал балеты как режиссер, ставил нетривиальные актерские задачи.

jEDIASyg.jpeg
Фото: Антон Завьялов


«Озорные песни» не зря встали в середину вечера. Это ладный, «рабочий» балет, в котором сходятся хореографическая мысль, интеллектуальный и творческий бэкграунд автора и его новых подопечных, любопытный разбор музыки, артистические силы. Пимонов с первого шага вписывает себя в историю Пермского театра. Не как героя. Как часть процесса, как нового человека, который, по-видимому, собирается аккуратно продолжать лучшие начинания разных лет и добавлять к ним свои разработки. Его «Песни» — сегодняшний балет, целящий не в потомков, а в существующие радости и нужды. Времени на золотые буквы предостаточно, не стоит торопиться; давайте лучше потанцуем.


Текст: Тата Боева, Петербургский театральный журнал
поиск